Амон
Содержание:
Амон – один из самых известных египетских богов, который традиционно отождествляется с Ра – богом солнца.
На самом деле история Амона и трансформация его культа были более сложными.
Первоначально Амон представлял собой «сокрытого бога небес». Это был бог пространства – воздуха, космоса, тёмного ночного неба.
«Победное шествие» Амона по египетской земле состоялось далеко не сразу. Первое время он был всего лишь локальным божеством, почитавшимся в Фивах.
Также он входил в огдоаду (восьмёрку божеств) Гермополиса, где вместе со своей «женской половиной» Амаунет представляет «сокрытое». Впрочем, ряд учёных считает, что Амон и Амаунет были введены в огдоаду жрецами, пришедшими из Фив, и заменили прежнюю пару – Ниау и Ниаут, которые представляли «ничто».
Женой Амона была Мут – богиня-мать; однако более ранние мифы ставят на место жены Амона Усерет – фиванскую богиню защиты. Некоторые учёные, однако, склонны отождествлять Усерет и Мут. Изображений первой жены Амона почти не было, священные тексты о ней нечасто упоминают. Но известно, что её имя происходит от слова «уас», которым обозначался скипетр; на немногих имеющихся рисунках богиня изображена именно с ним.
От брака с Мут родился Хонсу – бог луны, также почитавшийся в Фивах. Все три божества составляли так называемую фиванскую триаду. Амон был также связан с Мином – богом плодородия. Об этой связи говорит и иконография: Амон рисовался с перьями шути на голове, заимствованными у Мина.
↑ Возвышение Амона
Во время Первого переходного периода (XXIII – XXI века до нашей эры) наблюдается возвышение Амона, который становится верховным египетским богом и создателем всего сущего. Появляется почётный титул «супруги Амона», который вначале присваивался главным жрицам, а затем – только царице.
Это связано с тем, что после сурового экономического кризиса, когда хозяйственная жизнь страны была почти полностью разрушена, началось возвышение Фив как нового политического центра Египта. Амон «поглотил» фигуру бога Ра – старого гелиопольского божества солнца. Отныне у нового бога, получившего имя Амон-Ра, была неограниченная власть: он стал солнечным богом-демиургом – творцом и покровителем всего и вся.
Постепенно усиливается влияние жрецов Амона, которые в эпоху Нового царства (XVI – XI века до нашей эры) привели на престол Хатшепсут – могущественную женщину-правителя.
↑ Война с Эхнатоном
Верховный египетский бог Амон-Ра в эпоху царствования Эхнатона вынужден был воевать с ним. К сожалению для фараона, он проиграл. Установленный им альтернативный культ Атона – единственного божества, заменившего весь прежний пантеон (и, по сути, являвшегося его альтер-эго), продержался недолго.
Уже сын царя по имени Тутанхатон («Живая статуя Атона»), слабый болезненный подросток, попал под влияние жрецов старых богов и был вынужден возродить их культы, а своё имя сменить на Тутанхамон.
Последователи Тутанхамона завершили процесс реставрации многобожия. Позиции Амона и его жрецов не только восстановились, но и многократно укрепились, вплоть до того, что в Египте установилась форменная теократия: на престол взошёл Херихор – верховный жрец Амона. Впрочем, активную деятельность Херихор проявлял только в Фивах, не особенно интересуясь другими египетскими городами.
↑ Амон в Нубии
Когда египтяне завоевали Нубию, местные правители и жрецы восприняли культ Амона и отождествили с ним своего верховного бога. Это оказалось роковым событием для всего Египта, поскольку почитание Амона достигло в Нубии невиданного доселе масштаба.
В самом Египте более популярными становились Гор и Исида; проживавшие в Нубии жрецы Амона стали усиливать своё влияние на всю страну, а столица Нубии Напата начала обретать черты главного города Египта. Нубийцы несколько видоизменили облик Амона. Они посвятили ему новое животное – барана, и самого бога стали изображать с бараньей головой.
↑ Античные мифы
Амон довольно быстро обрёл популярность у греков, его отождествляли с Зевсом. Пиндар, знаменитый сладкоречивый греческий поэт, даже написал Амону гимн, а вдобавок к этому подарил храму статую божества, выполненную известным мастером. Существовало и множество греческих мифов с участием Амона:
- В одном рассказе Дионис искал воду в Эфиопии. Он долго не находил её, но вдруг из песка показался баран и указал, где находится вода. За это Дионис упросил Зевса включить божественного барана Амона в число созвездий, а самому Амону воздвиг храм в том месте, где нашёл воду.
- В другом рассказе оракул Амона заявил, что нужно отдать на съедение чудовищу Андромеду – дочь Цефея и Кассиопеи. Рассказывали также, что храм Амона в Ливии посетил Александр Македонский, который освободил Египет от персов (и сам завладел им). Оракул назвал Александра сыном Амона, что укрепило его претензии на собственную божественность.