Бог Птах
Содержание:
Бог Птах (Пта) – верховный бог-творец в мемфисском варианте древнеегипетской религии.
Птах носил титул «Тот, кто за южной стеной»; юг у египтян символизировал вечность, следовательно, Птах был как бы за пределами мироздания, он был вечен и не подчинялся законам сотворённого им мира.
↑ Мемфисский вариант сотворения мира
В Древнем Египте единой теологической концепции не существовало. Существовали три главных религиозных центра, в которых культы и вероучение существенно отличались друг от друга.
- Иуну, известный как Гелиополь, был центром поклонения солнечному богу Ра. Он сотворил всех остальных богов и весь мир в целом.
- В Шедете, известном и как Гермополис, придерживались противоположной версии: было четыре пары древнейших богов (Хух и Хухет, Кук и Кукет, Нун и Нунет, Амон и Амонет), которые все вместе создали бога солнца Ра. Амон в этой группе богов (так называемой огдоаде) – это не тот Амон, который потом был отождествлён с Ра.
- В Мемфисе же изначальным богом считался Птах. Он сотворил богов вышеназванной огдоады, которые являются проявлениями его собственной божественной сущности, и с их помощью творит весь мир.
Известно, что Птах сотворил мир «языком и сердцем», то есть Словом. Таким образом, культ Птаха – первая в истории человечества теология, основанная на принципе «логоса». По-видимому, он повлиял на религию и философию других народов, в том числе греческую и еврейскую.
↑ Символика и изображение
Как и другие боги, Птах имел свое изображение. Он изображался в виде мужчины в длинном одеянии, закрывающем всё его тело, кроме головы и рук, в руках он держал посох «уас».
Бог Птах фото
В священных текстах, посвящённых главным образом Амону-Ра, имя Птаха не упоминается. Есть лишь речение от его имени в «Текстах саркофагов», в котором он называет себя верховным господом, небесным царём и творящим Словом, три раза в этом речении он называет себя творцом душ. При этом имя Птаха входит в состав человеческих имён – фараонов, жрецов, вельмож, и таких имён достаточно много.
Самый известный обладатель такого имени – мудрец Птаххотеп. В одних таких именах указывается, что Птах сопричастен миру людей, в других – что Птах удалён от него. В этом противоречии вся суть образа Птаха: человек сотворён по его образу и подобию и всей душой стремится воссоединиться с ним, но одновременно он – всего лишь тварь, создание верховного божества.
↑ Бог ремесленников и мастеров
Роль Птаха как создателя и «творца» всего сущего не является случайной. Мемфис в Древнем Египте был весьма развитым городом, славившимся своим ремеслом. Город был наполнен мастерами, которые на своих искусствах сделали себе богатство и имя. И Птах с самого начала был покровителем ремесленников.
Титул верховного жреца Птаха в буквальном переводе означает как раз «Верховный руководитель ремесленников». В свою очередь, культ солнечного божества Ра, по-видимому, возник в земледельческой среде, где от солнца зависело само выживание человека. Солнце даёт свет и тепло, необходимые людям, растениям и животным, но может вызвать жару и засуху и погубить всё сущее.
Таким образом, соперничество религиозных систем в Древнем Египте было обусловлено разнообразием социальных групп, каждая из которых возвеличивала источник собственного благополучия. Культ Птаха сделался столь популярным, что получил распространение далеко за пределами Египта. Ему поклонялись в Нубии, на Синайском полуострове, в Палестине.
↑ Сехмет – супруга Птаха
У Птаха была жена – грозная Сехмет, изображавшаяся в виде человека с головой льва. Она являлась оком бога Ра, покровительствовала войне, была участницей кровавого уничтожения человечества.
↑ Священный бык Апис
Тесно связан с Птахом был и Апис – священный бык, почитавшийся в Мемфисе. Собственно, вначале Апис являлся «ка» Птаха. «Ка» - это одно из названий внутренней сущности человека и божества, то есть аналог души (наряду с «ба»). Поэтому Апис играл роль своеобразного «святого духа», исходящего из Птаха. Но поскольку слово «ка» означало также и быка, впоследствии Апис стал почитаться в образе этого животного.