Бог Сет
Содержание:
Бог Сет – демонический персонаж древнеегипетской мифологии. Это бог хаоса, разрушения и смерти.
Сет с самого начала противостоял Осирису и его сыну Хору (Гору) – добрым и справедливым божествам, правителям земли и подземного царства.
Но примечательно, что Сет был одновременно и братом Осириса и дядей Гора, по-видимому, для египтян это означало, что добро и зло, созидание и разрушение, рождение и смерть неотделимы друг от друга и происходят из общего источника.
↑ Сет – это предтеча
Сатаны (Шайтана) в авраамических религиях, имя которого происходит от имени этого египетского бога. Однако Сатана – это абсолютный злодей, упрямый разрушитель и убийца, тогда как фигура Сета была более сложной и противоречивой.
Полноценные демонические черты Сет обрёл достаточно поздно, вначале он выступал на стороне света.
Сет был защитником бога Ра и покровителем царской власти, он был могучим воином с красными глазами и единственным существом, способным одолеть Апопа – мифического змея, который, в свою очередь, олицетворял для ранних египтян абсолютную тьму и зло.
Впоследствии, когда развилось представление о борьбе Гора и Сета как борьбе добра и зла, считалось, что эти два бога могут сливаться в одно двухголовое существо по имени Херуифи.
Имя Сета часто входило в имена фараонов (например, знаменитый Сети, а также Сетнахт). Этому богу была посвящена обширная область в Северной Африке – Судан (теперь – независимое государство).
Культ Сета процветал в таких городах, как Омбос, Ком-Омбос и других. Рамзес III построил себе укреплённый город, один из храмов которого был посвящён Сету.
↑ Рождение
Как и Осирис, Сет был сыном бога земли Геба и небесной богини Нут. По одному из мифов, он появился из бока Нут, которая почиталась в обличье коровы. День его рождения египтяне считали несчастливым и старались не делать ничего важного в этот день.
Изображение На рисунках Сета представляли по-разному. Один из вариантов – в виде осла или трубкозуба: с вытянутой мордой, длинными ушами и гривой. Грива и глаза имели красный цвет, который у египтян ассоциировался со смертью (поскольку это цвет пустынного песка).
Другие варианты – в виде гиппопотама, крокодила, змеи или сочетания этих животных. Во время битвы с Гором Сет принял обличье свиньи. Ещё один вариант – «зверь Сета». Ему соответствовал даже отдельный иероглиф, который имел значение «злой», «дикий». Это изображение несколько напоминает трубкозуба или окапи (карликового жирафа).
Описание этого существа встречается даже в арабских книгах, в которых оно носит название «салава».
↑ Почему семитские народы не едят свинину?
Известно, что евреям и арабам (а также всем мусульманам) запрещено употреблять в пищу свинину. Арабы считают свинью просто грязным животным, а евреи – «некошерным», поскольку свинья не пережёвывает жвачку. Был такой запрет и у древних египтян.
Мифологическая подоплёка этого закона была иной: в чёрную свинью превращался демонический бог Сет, когда боролся с Гором – богом света и защитником Осириса. Очевидно, запрет на поедание свинины достался этим народам от общих предков и был связан с какими-то гигиеническими соображениями.
Возможно, свинья представлялась египтянам настолько мерзким существом, что её покровителем они посчитали самого Сета.
↑ Гиппопотам
Самец гиппопотама считался столь же нечистым животным, что и свинья (в отличие от самки, которая отождествлялась с добродушной богиней Таурт), поэтому Сета изображали и в его обличье. В определённые праздники египтяне устраивали на него ритуальную охоту. Враждебность народа к бегемотам была оправдана тем, что они уничтожали посевы и нападали на скот.
В рассказе о тяжбе Сета и Гора первый предложил второму соревнование – гонки на лодках из камня. Гор решил перехитрить брата и сделал лодку из лёгкого дерева, покрыв её воском, который по цвету походил на камень. Сет не смирился с тем, что брат его обыграл, превратился в бегемота и перевернул лодку Гора.
↑ Передняя нога Сета
По одному из рассказов, во время битвы с Гором одна из ног Сета была заброшена на небо, где боги приковали её железными цепями к небесной опоре. Охранять эту ногу поручили гиппопотаму Хесамуту – священному животному Исиды.
↑ Отождествления Бог
Сет у различных народов и у самих египтян отождествлялся с другими богами.
- При владычестве гиксосов (кочевых племён индоевропейского происхождения) он отождествлялся с их богом Ваалом.
- Ливийцы сближали его с Ашем – древнейшим египетским божеством пустыни.
- Хурриты отождествляли его с Тешубом – суровым богом грозы.
- Греки сближали его с великаном Тифоном, порождённым Геей и появившимся из вулканического огня и дыма.
Таким образом, Сет достаточно давно играл роль антагониста, бога суровых природных условий, хотя и не абсолютного злодея. Даже после проигранного спора с Гором он оставался покровителем южных египетских регионов и богом воинской доблести и храбрости. Лишь при поздних фараонах, особенно Птолемеях, возвысивших Гора и его культ, Сет окончательно перешёл на сторону, занимаемую прежде Апопом.