Гилберт Честертон
Содержание:
Гилберт Честертон – английский писатель, который долгое время бы известен российскому (точнее, советскому) читателю лишь с одной стороны – как автор детективных рассказов.
Кого-то, может быть, удивлял и даже настораживал необычный элемент этих новелл: их главный герой, сыщик отец Браун, - католический священник.
Раскрывая очередное преступление, он не всегда наказывает виновного – зачастую он просто пытается наставить его на путь истинный с помощью беседы и проповеди. Однако далеко не всякий читатель уделял этому образу пристальное внимание.
↑ Годы жизни писателя
Родился Честертон 29.05.1874г в Лондоне. Умер 14.06.1936 в Биконсфилд.
↑ Католический писатель
В юности Честертон посещал литературные курсы и одновременно художественную школу – хотел стать художником-иллюстратором. Однако журналистика перевесила – он работал в лондонских издательствах, журналистом-фрилансером. Попробовал себя и в роли литературного критика.
Одно время пытался стать артистом. В общем, это был человек, влюблённый в искусство и наделённый значительным талантом. Тем не менее Честертон внезапно заинтересовался религией. Разочаровавшись в «мирской» жизни, он стал ревностным католиком, чему способствовал его знакомый – священник Джон О’Коннор. Именно этот священник и был прообразом упомянутого выше отца Брауна.
С момента своего «посвящения» Честертон вводит христианские мотивы в большинство своих произведений, даже если это внешне невзыскательная беллетристика. Видение мира у Честертона, при всём его таланте, довольно упрощённое. Так, герои-атеисты у него выступают всегда источником зла, беспорядка, несправедливости; часто они же придерживаются анархистских и социалистических идей, что для Честертона тоже часть абсолютного зла.
В романе «Человек, который был Четвергом» герой, Люциан Грегори, является как раз таким анархистом; у него рыжие волосы, в чём угадывается сходство и со средневековыми колдунами и ведьмами (точнее, людьми, которых церковь считала таковыми), и со скандинавским Локи – отрицательным божком-проказником, позже ассоциировавшимся с дьяволом.
Своего приятеля, тайного полицейского агента Сайма, он приводит на подпольный совет анархистов, планирующих серию террористических актов; делает он это для того, чтобы убедить Сайма в преимуществе анархизма. Сайм притворяется, что сам сочувствует мятежникам, и становится членом их Совета, но на самом деле он шпионит за ними по заданию начальства.
Имена членов Совета неизвестны, и все они прикрываются псевдонимами – названиями дней недели; Сайм становится Четвергом. Однако вскоре он выясняет, что все члены Совета – тоже государственные шпионы, кроме Воскресенья – лица очень подозрительного. По мнению критиков и по словам самого Честертона, под именем Воскресенья скрывался сам бог.
Другой роман, «Шар и Крест», посвящён противостоянию атеистического рационализма (философии «шара») и христианства (философии «креста»), в частности – дуэли между двумя приверженцами этих учений. Атеист Тернбулл здесь – конечно же, социалист. В числе других произведений Честертона:
- Св. Франциск Ассизский (1923);
- Св. Фома Аквинский (1933);
- Что стряслось с миром? (1910);
- Вечный Человек (1925).
↑ Большой человек
Честертон был огромного роста – почти 2 метра; весил он при этом 130 кг. По поводу своих огромных размеров он часто шутил, равно как и его окружающие. Однажды он сказал своему другу, писателю Бернарду Шоу: «Глядя на тебя, можно подумать, что в Англии был голод». Тот ему ответил: «А глядя на тебя, можно подумать, что его устроил ты».
При всём этом Честертон часто забывал, куда он собирается пойти, оказывался не там, где должен был быть, пропускал поезд, на который собирался сесть. В детстве Честертон был неуклюжим. Исследователи считают, что всё это из-за диспраксии развития – расстройства мозга, связанного с нарушением спонтанности движений.