Футуризм
Футуризм – одно из направлений российского искусства, в частности – поэзии, эпохи модернизма.
При этом сам термин «футуризм» и первые образцы этого направления зародились в Италии.
Слово придумал итальянский поэт Филиппо Маринетти, написавший в 1911 году и первую футуристическую поэму «Красный сахар».
Маринетти опубликовал и «Манифест футуристов», в котором он, между прочим, сетует на то, что время быстро летит и нынешнее поколение деятелей, самым старым из которых исполнилось тридцать, может не успеть «выполнить свою задачу» до прихода следующего поколения.
Последователями Маринетти в Италии были такие художники и поэты, как Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра и многие другие. В России футуризм первыми начали развивать братья Бурлюки; в своём имении Давид Бурлюк организовал первую футуристическую «колонию» под названием «Гилея».
Впоследствии к ним присоединились Маяковский, Хлебников, Кручёных, Елена Гуро и другие деятели. Русские футуристы создали и одни из первых футуристических пьес. В России, в отличие от Италии, футуризм был в первую очередь литературным направлением, хотя многие поэты этого направления пробовали себя и в изобразительном искусстве.
Характерные черты творчества футуристов
- Футуристы нивелировали культурные достижения классической эпохи; так, русские поэты призывали «сбросить Пушкина, Толстого, Достоевского» и всех остальных «с парохода современности». Однако ряд русских футуристов смотрел на предшествующее искусство более мягко, эти поэты провозглашали, что «кто не познает первой любви, не узнает и последней».
- Взамен они предлагали новые основы искусства, соответствующие духу времени и направленные в будущее (лат. «футурум»), отсюда и название направления. Поэты изобретали новые слова, пользовались словами, прежде считавшимися «неэстетическими» - просторечными, профессиональными и даже бранными; «поэтизировали» комбинации звуков, ранее также не считавшиеся поэтическими. Художники и архитекторы экспериментировали с формами и цветами.
- Бунтарский дух, отрицание существующих порядков – социальных, политических, эстетических, нравственных. При этом если итальянские футуристы воспевали милитаризм, шовинизм и фашизм (так, Маринетти стал убеждённым сторонником фашизма), то русские в качестве своего идеала видели социализм, коммунизм, выступали против буржуазии.
- Стремление перейти от статики классического искусства к динамике: футуристы изображали мир в движении, воспевали радикальные перемены и преобразования, призывали активно использовать фотоаппарат и кинокамеру в качестве средств для творчества. Мотоцикл футуристы объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело.
- Исповедуя настоящий культ будущего, некоторые футуристы проникались пророческим духом и создавали некие «квазирелигиозные» движения. Таковым было «будетлянство» Хлебникова. Футуристы заявляли о всеобщем преображении и обновлении человека и окружающего мира, а в их произведениях был заметен, образно говоря, «евангельский» пафос. Однако к религии как таковой большинство футуристов относилось враждебно, считая её одним из столпов того самого «старого мира», против которого они выступали.