Джалаладдин Руми
Содержание:
Джалаладдин Руми – выдающийся персидский суфийский поэт XIII века.
Его стихи впоследствии широко использовались суфиями в своих духовных практиках.
Этим отличается, к примеру, орден Мевлеви, основанный сыном Руми Султаном Валадом и ставший самым популярным и многочисленным в Османской Турции, суфийский орден Мевлеви существует и поныне.
↑ Биография
Джалаладдин Руми родился в городе Балх (30.09.1207г), который в то время был одним из самых больших в провинции Хорасан. Его отцом был выдающийся исламский учёный и суфийский проповедник, известный как Баха ад-Дин Валад.
При жизни отца возникла угроза монгольского нашествия на Персию, поэтому ему пришлось бежать и долго скитаться, пока он не нашёл пристанище в Конийском султанате (Турция).
Своему сыну, всю жизнь прожившему в Конье, он дал прекрасное образование, которое не исчерпывалось богословскими дисциплинами и содержало курсы точных наук. Трудное детство, проведённое в скитаниях, боязнь нашествия монголов и другие неурядицы усилили у Руми эзотерические настроения.
Увлекаясь суфизмом, он сблизился с общинами крайних суфиев, учение которых сильно разнилось с каноническим исламом. Эти суфийские общины были запрещены, и многие их члены, в том числе сын Руми и друг, были казнены.
Джалаладдин Руми умер 17.12.1273 года.
↑ Поэзия
Джалаладдин Руми был прежде всего поэтом, несмотря на занятия разными видами деятельности. Его литературное наследие нельзя назвать особенно многообразным, однако объём его значительный. Он создавал произведения разных жанров:
- Касыды;
- Рубаи;
- Газели.
Стихотворения Руми содержат выраженные гуманистические идеи, хотя и замаскированные религиозным идеализмом. Поэт отстаивал ценность человеческой личности независимо от того, каково положение человека в земной жизни, какую он должность занимает и сколько имеет денег.
Подчас произведения Руми отличались революционными настроениями и содержали критику традиционных клерикальных порядков. В ряде стихотворений прославляются суфийские идеалы, удобство житейского и духовного аскетизма.
Подобные идеи выражены и в грандиозной эпической поэме Руми – «Маснави». Она представляет собой как бы стихотворную энциклопедию суфизма и состоит из занимательных рассказов, иллюстрирующих какую-либо нравственную или философскую идею.
Зачастую Руми в этих рассказах выступает реалистом и даже натуралистом, его натуралистические описания сильно отличались от литературных традиций средневековой Европы и могли шокировать европейцев, однако для восточного читателя они были привычны.
Будучи выдающимся суфийским деятелем, Руми в своих произведениях отстаивает пантеистическую позицию. Она тоже входила в противоречие с традиционным исламом и служила поводом для критики со стороны духовенства. Но, с другой стороны, Руми был тесно связан с османской аристократией, которая симпатизировала ордену Мевлеви.
Известен и пантеистический трактат Руми «Фихи ма фихи» («В нём то, что в нём»). Написан он в прозе представляет собой нечто вроде научного труда.
↑ Танцующие дервиши
Орден «Мевлеви» - своеобразная визитная карточка Турции. Он известен своим ритуалом, во время которого дервиши кружатся в белых одеяниях. Танец – только часть ритуала, который включает ещё и игру на музыкальных инструментах, декламацию стихов, пение. Данному священному ритуалу дервиши обучаются в течение определённого времени, проживая в особых монастырях.
Несомненно, что источником многих стихов и песен служат произведения Руми – духовного отца ордена и, по сути, одного из его основателей. Руми говорил, что в процессе танца душа верующего ощущает абсолютную свободу и единение с божеством. Дух освобождается от плотской тяжести, и всё существо исполнителя преисполняется ликованием. Ритуал содержит и символические элементы; например, дервиши выходят на танец в чёрных накидках, сбрасывают их и остаются в белых нарядах, что символизирует смерть и воскресение.