5 Великих полководцев

5 Великих писателей

Популярные статьи на сайте

Космоцентризм

Космоцентризм фотоАнтичный космоцентризм – самая первая философская парадигма, первый этап развития европейской философии.

 

Космоцентризм зародился, таким образом, вместе с античной философией как таковой – в VII – VI веке до нашей эры.

 

Такое представление о мире было связано с тем, что человеческая мысль только начинала постигать окружающее пространство, но уже пыталась делать какие-то выводы из изученного.

 

На таком понимании ещё лежал отпечаток мифологического сознания: мир понимался как «космос», то есть разумно и прекрасно устроенное пространство; следовательно, должен быть некий высший создатель, бог, или множество таких создателей.

 

Слово «космос» неслучайно является однокоренным со словом «косметика»: в мироздании, по мысли древних греков, действительно господствовала красота в тогдашнем понимании этого слова.

 

Космоцентризм фото
философы космоцентризма фото

 

 

Космос полагался как противоположность «хаосу» - мировому беспорядку и неустроенности. Естественно, что космос возник не сразу, а был создан из первобытного «беспорядка» разумными божествами.

 

Этапы развития понятий о космосе

 

Философское исследование космоса у древних греков со временем развивалось, чему способствовало накопление сведений и изобретение новых методов познания.

  1. На первом этапе философы, в первую очередь милетцы и близкие к ним, пытались выделить некое «первовещество», из которого состоит всё сущее. Одни считали такой первоосновой воду, другие – воздух, третьи – огонь, были и те, кто считал первовеществом землю. В отличие от остальных ранних мыслителей, Анаксимандр мыслил первоэлемент не тождественным веществам, которые наблюдались в действительности: его «апейрон» - условная частица, не обладающая никакими свойствами.
  2. На втором этапе зарождается понятие об атоме. Умозрительная теория Демокрита подобралась к тому, что удалось окончательно доказать лишь современными физиками с использованием сложных приборов. К этому моменту мифологические устои древнего сознания были подорваны: философы, подобные Демокриту, не верили в существование богов и считали, что мир существовал вечно или же самозародился. Наши чувственные впечатления, показывающие «разумность» мироустройства, являются, по их мнению, не более чем иллюзиями.
  3. На третьем этапе окончательно оформились два противоположных взгляда на мир – материалистический и идеалистический. Сторонники первого видели «механизм» развития природы заложённым в ней самой, а приверженцы второго видели в развитии природы «духовные» предпосылки – идею, разумное начало. Стало ясно, что некая часть правды заложена и в материализме, и в идеализме, что привело к появлению школ, объединяющих эти два подхода. Примером такой школы в Греции может служить пифагорейская. Нечто подобное происходило и с философией в других частях света: в Азии возникла концепция «инь-ян». Можно охарактеризовать этот новый подход как единство и борьбу двух противоположностей – материального и духовного начал. Сторонники этого нового взгляда полагали, что человек должен стремиться к природе, познавать заложенную в ней мудрость, вследствие чего он будет расти нравственно и обретёт духовное спасение. Идеал человека на этапе зрелого космоцентризма – личность образованная, владеющая множеством искусств и наук, устремлённая к познанию и просвещению других.
  4. В качестве заключительного этапа можно упомянуть угасание космоцентризма. Причиной этому были общественно-политические потрясения, которые привели к разочарованию в знании: к власти всё чаще приходили личности необразованные, психически больные и безнравственные. Вторая причина – распространение деструктивных религиозных учений, одним из которых стало христианство: познание и образованность в таких учениях провозглашались пороком, грехом. Космоцентризм сменился теоцентризмом, отражением которого в политике стали усилившаяся монархия и диктатура.
Нашли ошибку?Сообщите о ней

Комментарии:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *

Опрос

Какая история Вам интересней?

История Древнего Мира
История Средних веков
Новая История
Новейшая История