Космоцентризм
Античный космоцентризм – самая первая философская парадигма, первый этап развития европейской философии.
Космоцентризм зародился, таким образом, вместе с античной философией как таковой – в VII – VI веке до нашей эры.
Такое представление о мире было связано с тем, что человеческая мысль только начинала постигать окружающее пространство, но уже пыталась делать какие-то выводы из изученного.
На таком понимании ещё лежал отпечаток мифологического сознания: мир понимался как «космос», то есть разумно и прекрасно устроенное пространство; следовательно, должен быть некий высший создатель, бог, или множество таких создателей.
Слово «космос» неслучайно является однокоренным со словом «косметика»: в мироздании, по мысли древних греков, действительно господствовала красота в тогдашнем понимании этого слова.
Космос полагался как противоположность «хаосу» - мировому беспорядку и неустроенности. Естественно, что космос возник не сразу, а был создан из первобытного «беспорядка» разумными божествами.
Этапы развития понятий о космосе
Философское исследование космоса у древних греков со временем развивалось, чему способствовало накопление сведений и изобретение новых методов познания.
- На первом этапе философы, в первую очередь милетцы и близкие к ним, пытались выделить некое «первовещество», из которого состоит всё сущее. Одни считали такой первоосновой воду, другие – воздух, третьи – огонь, были и те, кто считал первовеществом землю. В отличие от остальных ранних мыслителей, Анаксимандр мыслил первоэлемент не тождественным веществам, которые наблюдались в действительности: его «апейрон» - условная частица, не обладающая никакими свойствами.
- На втором этапе зарождается понятие об атоме. Умозрительная теория Демокрита подобралась к тому, что удалось окончательно доказать лишь современными физиками с использованием сложных приборов. К этому моменту мифологические устои древнего сознания были подорваны: философы, подобные Демокриту, не верили в существование богов и считали, что мир существовал вечно или же самозародился. Наши чувственные впечатления, показывающие «разумность» мироустройства, являются, по их мнению, не более чем иллюзиями.
- На третьем этапе окончательно оформились два противоположных взгляда на мир – материалистический и идеалистический. Сторонники первого видели «механизм» развития природы заложённым в ней самой, а приверженцы второго видели в развитии природы «духовные» предпосылки – идею, разумное начало. Стало ясно, что некая часть правды заложена и в материализме, и в идеализме, что привело к появлению школ, объединяющих эти два подхода. Примером такой школы в Греции может служить пифагорейская. Нечто подобное происходило и с философией в других частях света: в Азии возникла концепция «инь-ян». Можно охарактеризовать этот новый подход как единство и борьбу двух противоположностей – материального и духовного начал. Сторонники этого нового взгляда полагали, что человек должен стремиться к природе, познавать заложенную в ней мудрость, вследствие чего он будет расти нравственно и обретёт духовное спасение. Идеал человека на этапе зрелого космоцентризма – личность образованная, владеющая множеством искусств и наук, устремлённая к познанию и просвещению других.
- В качестве заключительного этапа можно упомянуть угасание космоцентризма. Причиной этому были общественно-политические потрясения, которые привели к разочарованию в знании: к власти всё чаще приходили личности необразованные, психически больные и безнравственные. Вторая причина – распространение деструктивных религиозных учений, одним из которых стало христианство: познание и образованность в таких учениях провозглашались пороком, грехом. Космоцентризм сменился теоцентризмом, отражением которого в политике стали усилившаяся монархия и диктатура.