Культура Древней Японии
Содержание:
Культура Древней Японии формировалась не обособлено, а в сотрудничестве с близлежащими странами.
Япония не была столь независимой, она активно сотрудничала с Китаем и Кореей, которые сильно влияли на ее развитие и становление, а также культуру.
Это период формирования мировоззрения японцев, которое сохранилось по сегодняшний день, их традиций, фольклора, письменности, архитектуры и скульптуры, оформления их особенностей, присущих лишь этой Стране Восходящего Солнца.
↑ Архитектура
На становление и развитие архитектуры в первую очередь повлиял буддизм, проникнувший в страну из Китая. Дворцы, храмы, монастыри строились преимущественно в китайском стиле, который длительное время формировался изначально в самом Китае и соседствующей Корее.
Разумеется, что для полного внедрения буддизма в страну были необходимы и некоторый материальный комплекс этой религии, поэтому начинают появляться первые изображения Будды, бодхисатв.
Архитектура тех времен сочетала в себе иностранные ноты, органично смешенные с местной культурой. Храмы и дворцы расположены всегда посреди красивого сада. Роспись этих сооружений была достаточно лаконичной, но яркой.
В какой-то степени на стиль и особенности японской древней архитектуры повлияла и местная природа. Капризная, но прекрасная она уже тогда могла сокрушать и ломать, что отразилось в творениях местных архитекторов. Тут нет величественных древних построек, которые своими размерами или сложностью вводили в восхищение.
Постройки были просты и понятны, в них нет ничего лишнего, однако они отличаются изяществом линий. Главным строительным материалом было дерево. Дома строились на каркасе, который позволял не пропускать влагу в дом, за счет воздушной подушки между землей и полом. Дома, храмы, дворцы всегда имели колонны, на которые «опирался» дом во время сейсмической активности.
Вместо привычных окон были отверстия, с натянутой тонкой тканью или полотном, пропускающим в дом мягкий свет. Все стены, кроме несущих, могли раздвигаться, сниматься, заменяться. Это позволяло менять планировку. Комната могла быть одна, две или более, в зависимости от нужного количества и доступного пространства.
Крыша всегда была широкой и прочной, для предохранения дома от влаги, дождей, ветра и холода, а также летнего палящего солнца.
↑ Скульптура
Первые фигурки воинов, животных, слуг, жрецов, найденные в японских царских курганах, восходят к 3-5 векам нашей эры. С 8 века увеличивается количество статуй, которые часто украшали дворцовые храмы. Для их изготовления использовали глину, бронзу, дерево, лак. В связи с развитием страны создается намного больше статуй божеств.
Примерно в этот период также появляется скульптурный портрет. С 9-го века также меняются образы божеств, которые отныне изображаются многоликими и многорукими. Эта перемена связана с развитие религии, а вернее ее ответвлений в виде небольших сект. Для скульптуры этого времени характерна особый способ их разработки. Использовались дерево и лак.
Из дерева вырезали нужную форму, которую покрывали слоем лака. Когда последний застывал, дерево вынимали, и оставалась лишь тонкая лаковая оболочка. Ее раскрашивали и с легкостью переносили в любое место.
↑ Живопись
Живопись в древней стране появилась достаточно поздно, аж в 11-12 веках. Речь идет о школе живописи Ямато-э. В качестве полотна использовались керамические сосуды, ширмы, кимоно, свитки, книги, веера, стены дворцов. Живописцы часто изображали иллюстрации к древним мифам, сказаниям, романам. При этом изображалось не само действие, а настроение героев.
Мастера черпали вдохновение из самой природы, пронизывающей искусство того времени. Письменность Как и другие виды искусств, наука и главное письменность заимствовались изначально у китайцев и корейцев. Китай имел сильное влияние, сюда и в Корею японцы отправляли своих детей на учебу.
В 3-м веке Япония начинает заимствовать китайские иероглифы. При этом читались они иначе, по-японски. Со временем они упрощались, становились менее сложными для письма. И уже в 8-м веке появились первые японские письменные памятники, записанные по-китайски.
↑ Мировоззрение
В древней Японии гармония с природой была естественной и необходимой. Человек учился у природы, а не воевал с ней. Через познание мира, природы, его совершенствования, человек совершенствуется и сам. Живя в мире с окружающим миром можно обрести гармонию, в противном случае равновесия человек не сможет достичь.
Боевые искусства Востока, в данном случае японские имеют непосредственную связь с природой. Движения всегда черпались из повадок и движений зверей (обезьяны, тигра, медведя, змеи и т.д), кроме того, изучалось влияние времени и погоды на организм человека. Отсюда разрабатывалась особая методика боя, которая включала в себя эти нюансы.
В зависимости от времени дня и сезона применялись те или иные удары, доставляющие наибольшие страдания, боль, или наоборот лояльные к сопернику. Кроме природы японцы издавна верны своим традициям. Вера в традиции и природу настолько сильно укоренилась в этой стране, что часто переходила за рамки. Нарушение любых ритуалов было с родни измены.
Японцы верят что, меняя ритуалы можно изменить и движение в мире и возродиться кем-то другим, а это не правильно. Поэтому тут верят в замкнутый цикл всего живого, а также невозможность и ненужность изменения собственной судьбы.
↑ Особенности
- На развитие древней японской культуры огромное влияние имел Китай.
- Особенность японцев и их культуры в древности, и отчасти сегодня – это связь с природой. За счет этой связи можно обрести душевное равновесие, исцелить тело, разум, вернуть покой и благодать.
- Японцы любят свои традиции и почитают их. Из всей Европы их одержимость можно сравнить разве что с англичанами, которые также относятся к своим традициям и не уступают их не кому.
- Япония повторяет саму себя. Даже сегодня тут можно встретить писателей и музыкантов, которые пишут в тех же ритмах и мелодиях, размерах, в то время как во всем мире новое сменяет старое.
- К наиболее ярким особенностям японской культуры стоит отнести то, что японцы того времени были не свободны, а обязаны. Свободы как таковой не было, ее не проповедовали, не любили и не хотели. Была только слепая вера и необходимость тех или иных действий. Это же повлияло на отсутствие демократии. Долг обязанностей тесно связан с традицией самураев. Если человек не подчинялся обязанностям или их нарушал, ему лучше было вообще не жить. Отсюда и пошла традиция харакири самураев, которые не могли защитить хозяина, отстоять его честь, то есть не выполняли своих обязанностей.