Экономическая мысль Древней Индии
Историки относят возникновение и становление основной экономической мысли в Древней Индии к четвертому – третьему векам до нашей эры. Изначально экономическая мысль была представлена в знаменитых индийских «Ведах» - сборнике древних молитв. Но в «Ведах» более отражался взгляд на экономику, все-таки, периода общинного строя, когда только-только начали формироваться рабовладельческие отношения. В «Ведах» деление людей осуществлялось исходя лишь из принадлежности человека к той или иной касте. Следующим документом, который описывал и регулировал экономические отношения внутри страну – был сборник законов Ману. Эти законы также носили религиозную подоплеку, так как, по сути, являлись сводом, эдаких благочестивых предписаний, которые целиком и полностью санкционировали рабство, а также описывали ситуации, в которых свободный человек становился рабом, допуская, в числе прочего, и долговое рабство и отрицая все права раба на обладание какой-либо собственностью.
Интересно то, что древним индийским мыслителям характерно своеобразное понимание рабства как такового. Рабы объявлялись коллективной собственностью высших каст, таким образом, признавалось такое несколько странное явление, как коллективное рабство. В 321 – 297 годах до нашей эры, некий брахман по имени Каутилья написал трактат под названием «Артхашастра», который представлял собой некий свод правил и предназначался для использования царями или другими древнеиндийскими правителями. По сути, трактат «Артхашастра» - это целое учение о доходе, о способе его получения, о пользе и о выгоде, а также о необходимости укрепления именно рабовладельческого строя в государстве. Трактат призывал правителей признать за государством право широчайшего вмешательства в хозяйственную жизнь страны. К примеру, в документе предлагалось осуществлять контроль над ценами в сфере внутренней торговли, для чего предлагалось рыночным надзирателям устанавливать единую, «справедливую» цену товару. При помощи экономических экспертов, разумеется. Впрочем, «справедливая» цена всегда устанавливалась на основе количества получаемой прибыли. Для иностранных товаров (импорта) эта прибыль всегда устанавливалась в размере десяти процентов, для товаров местного производства – пять.
Немало внимания также уделялось и качеству предоставляемых на рынке товаров. Даже предполагались какие-то штрафы за продажу некачественных товаров. В трактате много написано и о способах пополнения государственной казны при помощи различных сборов и налогов. К примеру, в честь любых торжественных событий, происходящих в царской семье, в трактате настоятельно рекомендовалось взимать с населения взносы в государственную казну. В качестве рекомендации, предлагалось осуществлять налоговые скидки для тех людей, которые возделывали целинные земли или восстанавливали заброшенные оросительные каналы и другие сооружения, с целью поощрения данных предприятий. Не обходил вниманием трактат и религиозные вопросы. В нем предлагалось устанавливать в многочисленных храмах различные «чудеса» (фальшивые, разумеется) и за их лицезрение взимать деньги с паломников.
Во все времена и в любой стране мира проблема казнокрадства была одной из самых острых. Так в «Артхашастре» автор не мог обойти своим вниманием и этот вопрос. В трактате предлагалась следующая схема борьбы с коррупцией: за каждым чиновником должен был осуществлять надзор другой чиновник, а за всеми чиновниками в целом, приглядывали тайные агенты и различные платные осведомители, состоящие из рядовых граждан. Плюс ко всему, предлагалось менять чиновником как можно чаще, чтобы те не успели освоиться на месте и не успели наладить собственные бюрократические пути, способствующие расхищению государственной собственности в личных целях. Или же, использовались в суде косвенные доказательства вины чиновника: например, если уровень жизни государственного мужа не соответствовал его заработной плате.