Изобразительное искусство Древней Греции
О древнегреческой живописи потомки могут судить по найденным при раскопках вазам и амфорам, расписанным в стиле линейного рисунка, часто использовалась в таких случаях геометрическая роспись, чернофигурная и краснофигурная. Иногда вазы были в человеческий рост, их даже использовали в качестве надгробных памятников. Росписи во дворцах – фрески – еще одно свидетельство высокого мастерства древнейших художников Греции. Например, Кнооский дворец на острове Крит, занимающий шестнадцать тысяч квадратных метров. Рисунки во дворце поражают плавностью линий, изящностью силуэтов, красочностью рисунков. В центре внимания художников, как всегда, выступает человек в гармоничном единстве с пейзажем и животными.
На начальном этапе (Эгейский период) древнегреческие художники знали только пять красок: черную, белую, желтую, красную и голубую, но тем не менее умели создавать яркие образы, поражающие высоким мастерством исполнения. В IV веке до н.э. в Древней Греции как колыбели европейского искусства уже получили известность несколько школ рисунка: Эфесская, Сикионская, Фиванская. Особую популярность завоевала Сикионская школа. Руководителем этой школы был Поликлет, больше известный как скульптор. Но скульптура тоже начинается с рисунка. Поэтому Поликлет, как и все древнегреческие художники, всю свою творческую жизнь посвятивший изображению человека, учил начинающих рисовальщиков наблюдать и изучать человеческое тело в подробностях. Результатом исследований Поликлета стал трактат «Канон», в котором он впервые зафиксировал мысль о том, что пропорции тела человека подчиняются строгой закономерности, симметрии и с математической точностью определил все параметры совершенного тела. Его труд до сих пор не потерял своей актуальности, хотя в полном объеме он не дошел до нас, а в основании этого учебника для художников мы можем судить по отдельным высказываниям Плиния, Ветрувия, Павзания и др.
В Афинах жил и работал еще один замечательный художник – Полигнот. Как и Поликлет, он еще не знал техники светотени и учил передавать изображения в соответствии с реальностью с помощью линий. Он первым сделал попытку передать настроение изображаемого человека средствами мимики. Аполлодор Афинский стал первооткрывателем скиографии, то есть. Использования светотени путем смешивания красок и достижения тональности рисунка. Таким образом, фигуры приобрели объем, что создавало эффект реалистичности. По тем временам, это было чудо. Талантливым учеником Аполлодора был художник Зевксис (420-380 до н.э.), который после многих лет ученичества открыл в Эфесе свою студию. Его творческие искания нашли продолжение в его последователях, сделавших, как и сам Зевксис, огромный вклад в установление идеала красоты и совершенства человеческого тела. Для достижения своей цели Зевксис много времени отдавал изучению натуры. До нас дошли записи Плиния об истории создания портрета Елены, красивейшей женщины Древней Греции, из-за которой, согласно мифологии, разгорелась Троянская война.
Плиний рассказывает, что Зевксису заказчики прислали самых прекрасных девушек, чтобы он изобразил одну из них, наилучшую, для позирования. Но Зевксис выбрал не одну, а пятерых натурщиц, каждая из которых служила моделью для собирательного образа совершенной женщины: у одной была идеальная шея, у другой – грудь, у третьей – форма головы и т.д. Так был написан портрет женщины идеальной, неземной красоты. Если Аполлодор открыл светотень и тональность красок, то Зевксис приумножил и развил методику скиографии и станковой живописи, тем и прославился. Многие исследователи культуры Древней Греции (например, Леон Альберти) считали Зевксиса непревзойденным мастером, талантливым новатором в живописи и, описывая его заслуги в этой области, подчеркивали именно усовершенствования Зевксиса в познании и использовании свойств света и тени.