Религия Древнего Египта
Содержание:
Религия Древнего Египта – одна из самых древних религиозных систем в человеческой истории.
В своём развитии она прошла долгий путь от примитивных верований до чрезвычайно сложного и многообразного учения, содержащего элементы философии и морали.
Тем или иным образом египетская религия повлияла на многие религиозные системы: иудаизм, христианство и ислам, древнегреческую религию и др.
↑ Сколько богов было в Древнем Египте?
Религия Древнего Египта характеризуется обилием самых разных богов. Кроме «богов как таковых», обожествлению подлежали также фараоны, вельможи и прочие знатные личности.
египетский жук скоробей фото
К примеру, Тот, знаменитый писец фараона Тутмоса, после смерти был «канонизирован» как бог мудрости. Были и священные животные. По всему Египту почитался жук-скарабей; в городе Бубастис были обожествлены кошки.
Статуи этих животных стояли на улицах города, им строились храмы; так жители Бубастиса решили почтить кошек, которые спасали их зерновые хранилища от грызунов.
Одни боги были общими для всего Египта, другие почитались только в отдельных местностях – обычная ситуация для языческой религии. Однако такой хаос из больших и малых богов сохранялся лишь на раннем этапе. Впоследствии в Египте восторжествовал своеобразный монотеизм.
Бог Амон Ра фото
Верховный бог Амон-Ра, образ которого сложился из двух «провинциальных» богов Амона и Ра, объявлялся единственным настоящим богом, а все остальные мифологические персонажи, фараоны и вельможи стали считаться лишь ипостасями Амона-Ра.
↑ Духовная сущность древнеримской религии
Но одним лишь почитанием богов древнеегипетская религия не исчерпывалась. Основной смысл этой религии – подготовить живых людей к загробной жизни. Огромное количество богов населяло загробный мир:
- Правил им могучий Осирис, который первоначально был богом заходящего солнца. Осирис был убит Сетом (прообраз сатаны), который установил своё господство на земле. Жена Осириса Исида (видимо, прообраз девы Марии) нашла его саркофаг и воскресила его, но он был снова убит Сетом, после чего отправился в мир мёртвых и стал там царём. Таким образом, Осирис – прообраз евангельского Иисуса Христа.
- Анубис – бог в виде шакала, а впоследствии в виде человека с головой собаки или шакала; в мире мёртвых он выполняя обязанности проводника.
- Акер – привратник в мире мёртвых.
- Аментет – богиня царства мёртвых.
Эти и другие боги встречали умершего в подземном царстве. Однако подготовить его к этому важному событию следовало жрецам, которые мумифицировали тело усопшего и правильно укладывали его в саркофаг. Помимо прочего, в гроб клали и Книгу Мёртвых.
Осирис фото
Первоначально она представляла собой сборник молитв, заклинаний и песнопений, но впоследствии к ним прибавились и тексты морального содержания, в которых говорилось, что при жизни умерший вёл праведную жизнь. Там же приводилась формула ответа на суде Осириса: умерший должен был говорить ему, что он не убивал, не крал, не отнимал молока от уст младенцев и не совершал всех остальных грешных поступков. Перед Осирисом также находились весы, на которых он взвешивал добрые и злые дела умершего.
↑ Культ Атона
Культ Атона выбивается из общей древнеегипетской религиозной системы. Впрочем, первоначально он входил в неё, являясь вполне рядовым солнечным богом. Особое почитание его впервые отмечается во времена Аменхотепа III, а его сын – Аменхотеп IV, взявший имя Эхнатон, сделал его главным и единственным богом своей новой религии.
Новая вера пришлась по душе сторонникам Эхнатона. В ней практически не существовало мифологии и обрядов – говорилось лишь, что небо, землю и всё сущее создал Атон. Сторонников нового культа (и своей политики) Эхнатон поселил в своей новой столице – Ахетатоне. Этот город был прообразом «золотого» или «солнечного» города, столь популярного в произведениях утопистов, философов и мистиков средних веков и нового времени.
Ахетатон был городом для избранных, городом «спасённых»: во всём остальном Египте, в том числе в Фивах, Эхнатон творил настоящий беспредел, убивая и порабощая множество людей – в первую очередь представителей знати и духовенства.