Искусство Древнего Египта
Содержание:
Искусство Древнего Египта было весьма высоко развито. Ведь Египет – одна из самых первых цивилизаций на Земле.
До нас дошли многочисленные образцы живописи, архитектуры, скульптуры и поэзии, поэтому можно с уверенностью говорить, что древнеегипетская цивилизация достаточно хорошо изучена – значительно лучше, чем, к примеру, шумерская. Хотя, конечно, загадок остаётся тоже немало.
↑ Особенности древнеегипетского искусства
Древнеегипетское искусство существенно отличалось от искусства в современном его понимании. Это искусство не предназначалось для осмотра. Главная его функция – религиозно-магическая.
Оно было призвано подготовить живых к загробной жизни, а усопшим облегчало переход из этого мира в «потусторонний». Именно поэтому из архитектурных сооружений до нас дошли главным образом пирамиды, гробницы и храмы.
храм Рамзеса 2 фото
Неизвестно, как выглядели жилища простых смертных, какие существовали общественные постройки и т. д., поскольку для египтян всё это было неважно. Архитектура Древнего Египта достаточно однообразна и условна. Такой она стала потому, что её прочно контролировало государство: это касалось добычи и обработки камня, методов и приёмов работы.
Конкуренция в архитектуре совершенно отсутствовала, в том числе из-за изолированности египетской цивилизации. Отсутствие поступательного развития было знаком того, что сооружения строятся для вечности.
↑ Живопись
Внешние и внутренние стены построек египтяне покрывали рисунками и росписями. Здесь уже тем для творчества было значительно больше: мы видим людей, занятых своими повседневными делами, богов, изображения предметов, животных и т. д. Однако и эти творения создавались не с целью простого украшательства, поэтому художники придерживались строгих канонов.
живопись Древнего Египта фото
Парадоксально, что при этих канонах изображения в целом выглядят очень реалистичными.
- Фараоны изображались большими по размеру, чем остальные люди; боги изображались ещё большими, чем фараоны.
- Кожа мужчин изображалась более смуглой, чем у женщин.
- При изображении человека плечи изображались в анфас, а руки и ноги в профиль; голова рисовалась в профиль, а глаза – в анфас. Обе ноги и обе руки изображались только с внутренней стороны, так что на всех конечностях были видны большие пальцы.
Последний канон объясняется тем, что древнеегипетские художники стремились изобразить в фигуре человека сразу всё, что они считали самым важным. Ради этого они готовы были пожертвовать и реалистичностью изображения, и пропорциями.
↑ Книга Экклезиаста
Самая известная древнеегипетская поэма – это, конечно же, «Книга Экклезиаста», пересказанная древнееврейским автором и вошедшая впоследствии в библейский канон. Необычность этого произведения в сборнике библейских книг всегда была такой явной, что уже древнееврейские книжники сомневались в том, стоит ли её включать в состав «священного писания», многие уже тогда считали поэму еретической.
Некоторые современные богословы также высказывают подобные сомнения. Попытки истолковать «Экклезиаста» в рамках авраамических религий всегда были связаны с необходимостью вырывать из контекста отдельные стихи поэмы и придавать им новый смысл, нужный толкователю.
Объясняются нестыковки просто: «Экклезиаст» не относится к древнему иудейскому дискурсу и отображает совершенно иное мировоззрение. В оригинале поэма называется «Беседа отчаявшегося со своим Ба»; Ба – это примерный аналог «души» в древнеегипетской религии. В поэме некий любитель крепких напитков предаётся совершенному отчаянию и рассуждает о том, что жизнь не имеет смысла: все постройки со временем разрушаются, здоровье иссякает, богатство кончается… Такой вот древнеегипетский декаданс.
Родственные идеи высказываются в другой египетской поэме – «Песне арфиста», которая приобрела особенную известность в переводе Анны Ахматовой.