Восстание тайпинов
Содержание:
Восстание тайпинов (1850 – 1864) было одним из самых крупных крестьянских восстаний в Китае.
Оно же входит в число самых успешных крестьянских восстаний в мире: тайпины образовали свою республику на значительной территории Китая, которая продержалась достаточно долгое время и развалилась только из-за разногласий тайпинского руководства.
↑ Хун Сюцюань
Хун Сюцюань был предводителем тайпинов и основателем государства. Свою идеологию он основывал… на христианстве, с которым познакомился под воздействием иностранных проповедников.
Вероучение Хуна, впрочем, содержало лишь некоторые элементы христианства, смешанные с канонами буддизма, даосизма и конфуцианства. Так, в Тайпин Тяньго (республике тайпинов) были запрещены курение табака и опиума, распитие и продажа алкоголя, азартные игры и свободные отношения, а потому – женщины и мужчины селились по отдельности в разных деревнях.
Хун Сюцюань происходил из бедной крестьянской семьи и первое время работал сельским учителем. Среди китайской бедноты он пользовался определённой популярностью, народ тянулся к нему, что и позволило ему в будущем собрать огромную армию – в ноябре 1850 года в ней насчитывалось более 20 тысяч человек.
Вступившие в армию продавали своё имущество, а деньги передавали в «священные кладовые», находящиеся в районе Цзиньтянь. Оттуда повстанцам раздавались продовольствие и одежда. Восставшие носили на голове красные повязки; кроме того, они носили распущенные длинные волосы – в противовес косам, принятым в Маньчжурской империи, из-за чего их ещё называли «волосатыми бандитами».
Прообразом нового государства стало «Общество поклонения Небесному Владыке». Это была религиозная организация (по сути, секта), созданная проповедником Хуном Сюцюанем. А в годы расцвета его движения это было уже целое государство – Тайпинское Небесное Царство. Оно существовало параллельно с империей Цин на захваченных тайпинами территориях. Сам Хун был провозглашён Небесным князем («Тянь-Ван»), а его соратники получили титул Восточного, Западного, Северного и Южного князей; был также И-ван – Князь-помощник.
↑ Гибель тайпинского государства
Почему же столь успешная крестьянская держава просуществовала недолго, несмотря на военные и хозяйственные успехи повстанцев? Тому есть несколько причин.
- Раскол в тайпинском движении и междоусобные столкновения его вождей. Это были не только территориальные разногласия: некоторые «князья» показали себя деспотичными правителями, что настроило против них как других «князей», так и собственных подданных.
- Подъём имперского сопротивления. Цинская армия, ослабленная в ходе Тайпинского восстания и череды других, вновь представляла из себя грозную силу; отчасти это стало возможным благодаря частным армиям, которые создавали богатые землевладельцы, преданные императору.
- Экономические трудности, с которыми столкнулось тайпинское государство: продовольствие заканчивалось, не хватало оружия и одежды. Руководство, погрязшее в междоусобных столкновениях, не смогло справиться с этими проблемами.
- Наконец, определяющий фактор гибели «Небесного царства» - это религиозный фанатизм последователей Хуна. Их причудливое христианство не соответствовало верованиям простых китайцев. Тайпины разрушали и оскверняли буддийские храмы и статуи, запрещали традиционные верования на своих землях. Это привело к тому, что простой народ, вначале тянувшийся к тайпинам, довольно быстро отвернулся от них.