Живопись России 18 века
Содержание:
Живопись России 18 века интересна, в первую очередь, портретами.
Век 18 в российском обществе – век больших скоростей. Старое отправлялось на слом или в чулан.
Россия, подталкиваемая своим императором, стремилась как можно быстрее влиться в стан европейских государств.
За несколько десятилетий русское искусство проходит путь, который Западная Европа преодолела за два-три века.
Складывается принципиально новая структура живописи из различных видов и жанров – станковая, монументальная, декоративная, портретная, историческая, батальная, пейзажная. И если в европейском искусстве стилевые направления сменяли один за другим, то в России они все существовали одновременно.
Между течениями происходило противоборство – архаичность и новаторство, консерватизм и прогресс, придворный аристократизм и демократизм.
↑ Пенсионеры Петра
Приглашенные иностранные мастера – живописцы могли обучать профессиональным навыкам письма, но определить внутренних дух русского искусства, выстроить его перспективу, они не могли. Это сделали русские мастера и в первую очередь воспитанники Петра – его пенсионеры Никитин Иван Никитич (около 1690 г. - приблизительно 1742 г.) и Матвеев Андрей Матвеевич (1701г.- 1739г.).
Никитин был сыном священника, пел в хоре, учил рисованию и арифметике курсантов в артиллерийской школе. Петр заметил его склонность к рисованию и отправил его на учебу в Италию. Через четыре года он возвращается в Россию не просто скромным учеником, а зрелым мастером, со своим собственным взглядом на мир.
Подтверждением этого выглядит портрет императора Петра I, написанный в 1721 году. На портрете мы видим не венценосный лик монарха, а усталое, озабоченное лицо обычного человека с умными, проницательными глазами. Подлинный талант художника проявлялся не только в мастерстве, с которым были написаны все портреты Никитина, но то, как он умел передавать нравственную позицию изображаемого человека.
В его портретах нет лести и идолопоклонства – только одна реальность. Судьба Никитина трагична, как и судьбы многих незаурядных русских людей. После смерти Петра и начавшейся чехарды правителей, он примкнул к старорусской оппозиции. Был арестован, подвергся пыткам и сослан в Сибирь. По возвращении из ссылки умер в дороге.
Немногим счастливее была судьба и другого пенсионера Петра Андрея Матвеева. Пробыл в Голландии более 10 лет и вернулся на родину состоявшимся художником. Но полностью не смог раскрыть свое дарование и мастерство живописца. Все его время было занято декорированием царских и вельможных дворцов.
Но по тем немногим дошедшим до нас портретам понятно, что у Матвеева был верный глаз, точная рука и собственный стиль письма. Замечательное полотно "Автопортрет с женой” написано очень выразительно, живо и удивительно современно.
↑ Академия трех знатнейших художеств
В 1758 году открыла свои двери российская Академия художеств. Дворяне считали для себя зазорным заниматься каким-либо трудом, пусть даже и художественным. Слушателями Академии становились сироты, подкидыши, сыновья солдат, ремесленников. Крепостные должны были получить от господ вольную на время обучения.
Из крепостного сословия вышли выдающиеся русские живописцы 18 века – Ф.Рокотов, М.Шибанов, И. Аргунов, А.Воронихин. Вторая половина 18 века в российской живописи это зарождение классицизма, возврат к античности. Очень много пишется парадных, монументальных полотен на историческую тему. Таких, например, как пишет Лосенко.
Тем ценнее появление среди этих огромных, бездушных и холодных картин произведений художников, оставивших после себя одну или две картины. В 1913 году в Третьяковской галерее было установлена, что картина "Юный живописец”, под которой стояла подпись Лосенко, была написана одним из самых загадочных русских художников 18 века - Иваном Ивановичем Фирсовым.
Иван Фирсов - сын московского купца, работал декоратором. Три года учился и работал в Париже, где, вероятно и написал эту картину. Даже одно это полотно подтверждает необыкновенный талант этого забытого художника, которого по праву можно считать родоначальником русской жанровой живописи.
↑ Век портрета
Век портрета – так можно охарактеризовать русскую живопись 18 века. Иван Аргунов, Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский оставили целую галерею прекрасных полотен с портретами своих современников и современниц. Недаром и в 20-м, таком прагматичном и даже отчасти циничном веке, поэт написал о портретах 18 века:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Н. Заболоцкий