истоки средневековой культуры
Средневековая культура формировалась под влиянием классической античной культуры, народного творчества и традиций европейских стран, а объединяющей силой этих двух факторов явилась христианская религия. Рассматривая античную культуру, как один из истоков средневековой западной культуры, надо сказать, что самый заметный след в ней оставили архитектура и неотъемлемые от нее скульптура и живопись.
Изучение древнеримской архитектуры породило в средневековой Европе романский стиль (от слова Roma – Рим). А поскольку господствовала феодально-религиозная идеология, то массивные сооружения имели мрачный, суровый вид и были по существу крепостями. Замки, церкви, монастырские комплексы возводились на холмах, чтобы возвышаться, господствовать над местностью. Их окружали неприступные стены и глубокие рвы с водой. Проникнуть в замок или монастырь можно было только по воле хозяев по откидному мосту, через тяжелые ворота. Храмы украшались скульптурами святых и фресками на библейские сюжеты. Строительство таких мощных светских и культовых сооружений повлекло за собой развитие искусства обработки металлов и дерева, а также эмалевой миниатюры. Темные каменные здания храмов и монастырей своими толстыми стенами, своими огромными размерами и неприступностью должны устрашать людей, внушать им чувства своей никчемности по сравнению с Богом, церковью, властью.
Но не смотря на тотальное владычество Церкви, ее всеохватывающее влияние на все сферы жизни средневековых государств, в том числе и на культуру, народное творчество, как всегда, выходило за рамки разных религиозных табу. Поэтому в литературе параллельно с многочисленными изданиями религиозного толка (Жития Святых, Видения о загробном мире, рассказы об аскетах-подвижниках и т.д.), возникают иные жанры: героический народный эпос, песни, легенды, сказки, а на улицах устраиваются веселые представления и карнавальные шествия. Возникает также куртуазная литература (рыцарские романы, лирика трубадуров, труверов, минизингеров), сатира и жизнерадостная поэзия вагантов. Народный эпос воспевал героев, защитников страны, их храбрость, доблесть и верность вассалов своим сюзеренам. Такова «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о Нибелунгах» (Германия), «Песнь о моем Сиде» (Испания) и др.
Народные английские баллады о Робине Гуде отражали извечную мечту людей о справедливости. Литературной обработке подвергались веселые байки, притчи юмористического или сатирического содержания. Во Франции такие произведения назывались фаблио, в Германии – шванками. Главный герой таких рассказов, благодаря своему веселому и находчивому нраву, все легко преодолевает и побеждает зло. Куртуазная литература (придворная) культивировала рыцарские подвиги, честь женщины – Дамы Сердца, воспевала любовь и радость жизни. Народные истоки питали поэзию французского средневекового поэта Франсуа Вийона. Таким образом, все три источника – античность, народное творчество и христианство – в совокупности породили уникальную культуру западного средневековья.