5 Великих полководцев

5 Великих писателей

Популярные статьи на сайте

история средневековой культуры

      культура средних веков         На раннем этапе средневековая культура имела в своем багаже один эталон – культуру античную. Первыми художниками Средневековья, например, были римляне, некогда учившиеся в студиях языческих мастеров. И свои мысли они выражали, конечно же, языком античных форм. И если содержание их изображений изменилось, то стиль остался настолько в античном вкусе, что, например, живопись катакомб представляет собой не что иное, как христианизированные фрески Помпеев. Здесь наблюдается соответствие не только в орнаментике, но и в сходстве фигур. И если уж мы начали с живописи, то обратимся к интересному вопросу об изображении Христа. Разве не Средневековье должно было оставить нам образ Христа таким, каким Он был явлен этому миру? Да, конечно. Но самые ранние изображения Христа на заре Средневековья удивительно похожи на языческих богов античности: то на Гермеса, покровителя стад («Добрый пастырь» в катакомбах Святой Агнесы), то на Орфея, песнями покорявшего даже животных. Христос в таком образе сидит под деревом в окружении зверей и птиц, Он покоритель самого страшного зверя – человека, Он божественным учением укрощает звериные страсти людские.

      Третий тип изображений Христа сильно напоминает бога Солнца – Гелиоса – Аполлона, юношескую голову которого окружает ореол лучезарного венца. Стрельчатые лучи вокруг головы Христа – это классический символ солнца. Этот символ римские императоры позаимствовали у Гелиоса и велели художникам изображать себя лучезарными в знак подтверждения своего божественного происхождения. Христос в ранней живописи Средневековья юный и безбородый, как и все герои античного искусства. И только в пятом веке в моду вошла борода. Она придавала образу солидности, важности, серьезности. Бороды стали носить императоры и все придворные. Бритое лицо – признак лакея, слуги, беспородности. После этого Христос и святые стали изображаться с бородами – это придавало величие и представительность, торжественность и суровость образу. Идею и дух раннего христианства донес до нас единственный, не нарушивший своей первозданности, уникальный итальянский город Равенна. Именно по сооружениям Равенны, по внутреннему оснащению храмов можно проследить отмирание стиля катакомб. Античным духом пронизаны жизнерадостные орнаменты из лозы и плодов, а также центральная картина Мавзолея Галлы Плацидии, где на фоне яркого солнечного пейзажа пасутся белоснежные овечки, а стережет их юный Аполлон – добрый пастырь, лучезарный Христос, венец которого похож на соломенную шляпу.

      Храмовая архитектура средних веков. Мозайка   В храмовой архитектуре Средневековья, где используются романский (Roma – Рим) и готический (от названия племени готов) стили, широкое распространение получило искусство мозаики. Мощь его баснословна. Если живопись еще была линейной, и художники находились в поиске наиболее сильных средств выразительности, то мозаичное искусство уже было несравненным по впечатлению и воздействию на человека. Камни мозаики всего трех цветов: синие, зеленые и золотые, но фигуры кажутся парящими, а их взоры – вездесущими. Сверкающие камни мозаики насыщают пространство согревающим красочным блеском так мощно, что находящиеся рядом фрески кажутся совсем невыразительными. Таковы мозаичные композиции в Церкви Сан-Витале (Равенна). Интерес к духовной жизни человека в эпоху позднего Средневековья привел к углублению готических традиций. Поэтому именно тогда появилась станковая живопись, имеющая больше возможностей для отображения эмоций и настроений хрестоматийных библейских персонажей. Появление пейзажной и портретной живописи объясняется той же причиной – возросшим интересом к внутреннему миру человека.

        В истории средневековой культуры необходимо отметить еще углубившийся интерес к образованию. Парадоксально, но открытие первых европейских университетов приходится именно на эру мракобесия и тотального религиозного зомбирования людей, а такой эпохой и было Средневековье. Но и тогда жили и работали люди с нестандартным мировоззрением, с умом, жаждущим знаний. Таковыми были французский богослов и философ Пьер Абеляр, итальянский схоласт и теолог Фома Аквинский, францисканский монах и профессор Оксфордского университета (Англия) Роджер Бэкон. Учения таких мыслителей способствовали развитию науки и образования. А открытие университетов по всей Европе закрепило эту тенденцию.

Нашли ошибку?Сообщите о ней

Комментарии:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *

Опрос

Какая история Вам интересней?

История Древнего Мира
История Средних веков
Новая История
Новейшая История