Гербы средневековых рыцарей
Содержание:
↑ Происхождение геральдики
Обычай составления личного рыцарского герба, конечно же, не мог возникнуть сам по себе. Для этого имелись исторические предпосылки, корнями уходящие в седую древность. Изначально в любом племени присутствовал свой тотем, отличительный символ, свой собственный знак. У народа франков таким символом был крест над кругом. У готов – крест или полумесяц. Да и Юлия Цезаря с его золотым орлом тоже не грех упомянуть. Но именно Крестовые рыцарские походы положили начало геральдике как особому искусству, язык символов которого был понятен абсолютно всем, в отличие от, скажем, обычной грамоты, так как навыком читать и писать в средние века владели далеко не все люди.
Таким образом, герб на щите рыцаря был чем-то вроде удостоверения личности, паспортом, если угодно, так как доносил миру всю важную информацию о его владельце: о происхождении рыцаря, его родословной, его подвигах и особых заслугах. Так что, если два рыцаря встречались на одинокой дороге, им одного взгляда на герб было достаточно, для того, чтобы уяснить – враги ли они друг другу или нет. Впрочем, узнавать друг друга издалека было полезным навыком не только на проселочной дороге, но прежде всего, на поле брани, где рыцари, с ног до головы закованные в железные латы, со шлемом на голове да с закрытым забралом, должны были знать, на кого меч поднимать.
В мясорубке средневековых побоищ не до куртуазных расшаркиваний было. Сначала били, а только потом спрашивали. В общем, гербы в такой ситуации оказывались просто незаменимой шпаргалкой, позволяющей рыцарям, в пылу боя, не раскроить случайно череп своему союзнику.
↑ Геральдическая символика
Геральдика – искусство сложное. Символы на гербах с течением времени видоизменялись, наполняясь новыми деталями. Вот, к примеру, символом всех пилигримов, идущих в Святую землю, был либо крест, либо морская раковина. Так, на гербах рыцарей, принимавших участие в Крестовом походе, появились кресты самых причудливых и замысловатых форм. На гербах рыцарей, которые впервые держали путь на Восток, изображались перелетные птицы, проводя тем самым параллель с воином-странником, который, подобно маленькой птице, также не имеет собственного дома.
Если на щите красовалась птица без крыла, или лапок – это означало, что обладатель такого герба был тяжко ранен в военном походе в Святую землю, сражаясь с сарацинами. Нет ничего удивительного, что подобный герб становился предметом гордости не только непосредственного виновника возникновения такого символа, а и его потомков. Однако в гербах были важны не только символы, но и цвет. Голубой цвет, например, означал ясность, величие и красоту. Правда, голубой цвет в геральдике появился значительно позднее остальных цветов. Это связано с тем, что европейцы не знали секрета изготовления небесно-голубого красителя.
Распространением этого цвета мы тоже обязаны Крестовым походам, так как он прибыл к нам с Востока. Черный цвет означал, прежде всего, печаль и скромность, а позже – стал еще и символом образованности. Зеленый цвет являлся символом надежды, изобилия и свободы. Красный – цвет крови – был однозначным символом мужества. Золотой – говорил о богатстве, верности и силе, а серебряный – о скромности и чистоте. Со временем усложнялись и, изображаемые на гербах, фигуры. Если раньше символы были довольно просты: медведь, птица, лев, то к пятнадцатому веку искусство геральдики настолько усложнилось, что теперь правильно составить или даже просто прочесть герб могли лишь люди, специально занимающиеся этой мудреной наукой.
Самыми разнообразными способами поле щита делилось, символы сочетались друг с другом в бессчетном количестве вариантов. Именно благодаря геральдике историки сейчас могут определить происхождение или подлинность той или иной вещи, заклейменной семейным гербом.