Право средневековой Европы
Содержание:
↑ Феодальное право
В эпоху Средневековья в Европе складываются континентальные и англосаксонские правовые системы с их спецификой и различиями. Исходным для этих систем было право, заложенное вековыми традициями и обычаями населяющих Европу племен. Но в течение нескольких веков формируется феодальное право с территориальным принципом действия, хотя и эти правовые обычаи выражались все еще в устной форме. Обычаи, заложенные в ленном праве, регулировали отношения между феодалами и вассалами.
Манориальное право регулировало отношения феодалов-землевладельцев с крестьянами, обрабатывающими их землю. С течением времени правовые обычаи стали фиксироваться в документах, где излагались права и обязанности людей разных сословий в отношениях с сеньорами. В разных регионах они мало чем отличались, несмотря на некоторую местную специфику. В одиннадцатом веке были изданы первые книги с принципами феодального права: «Обычаи Барселоны», «Обычаи феодов». Позже появились «Саксонское зерцало» (Германия), «Кутюмы Бовези» (Франция). В этих книгах уже делались попытки систематизировать и теоретически осмыслить феодальное право.
↑ Городское право
Городское право было уже писанным и содержалось в городских статутах, в королевских и сеньориальных хартиях города. Городское право не повторяло феодальное право, а предвосхищало принципы будущего буржуазного права. В городском праве широко использовались материалы документов по международному торговому праву и морским обычаям, созданные городами Испании, Португалии, Италии. Так формировались единые правовые традиции для городов на территории всей Западной Европы.
↑ Каноническое право
Каноническое право занимало особое место в общеевропейской правовой культуре. Сначала это было просто церковное право. Позже, когда Церковь раскололась, в каноническом праве появились два направления. Часть Европы (Западная и Центральная) пользовалась каноническим правом, на которое повлияла «папская революция», и укрепилось как самостоятельная и эффективно действующая система средневекового права. Восточное направление канонического права, сформированное греко-православной Церковью, распространялось на Византию и некоторые страны Юго-Восточной, а также Восточной Европы, хотя авторитет его был меньше, чем западное каноническое право.
Неоспоримое могущество и политическая сила римского католицизма и папства сделало западноевропейское каноническое право универсальным для всех стран, принявших католицизм. Оно регулировало общественные отношения всех католиков по вопросам духовной и светской жизни клириков и мирян. Уходя своими корнями в античность, оно сосредоточило в себе и передало будущим поколениям основные нормы римского права и его язык.
↑ «Старое» каноническое право
Это «старое право» рождалось из источников раннехристианской литературы (Святое письмо, Деяния Апостолов и др.). Позже церковно-правовые нормы закреплялись императорскими законами, писаниями святых отцов, документами Церковных Соборов, решениями римских пап. Сборники по такому праву назывались декреталиями.
↑ «Новое» каноническое право
«Папская революция» более четко определила юридическое содержание «нового» канонического права. Его источником стали папские конституции: энциклики, бреве, буллы, рескрипты и прочие документы. Папа Григорий Седьмой ввел каноническое право в университетские программы. Папское правотворчество продолжало развиваться. В результате многих усовершенствований и дополнений в 1580 году был издан «Свод канонического права», охватывающий широкий диапазон вопросов церковной жизни и ее связи со светской. Это «новое» каноническое право включало в себя и уголовные нормы (епитимии за убийства или ложную клятву). Предусматривались в нем и законы, связанные с договорами, завещаниями, наследством и брачно-семейными отношениями.
↑ Рецепция римского права
Рецепция (то есть усвоение, восприятие) римского права началось в эпоху Реформации (шестнадцатый век). В римском праве содержались четкие формулы, касающиеся частной собственности, торговых оборотов и многих других сфер общественной жизни. Католическая церковь поддержала рецепцию римского права, потому что видела в нем способы сохранения канонического права и узаконивание притязаний пап на неограниченную власть. В конце концов, эту рецепцию официально признала и королевская власть, которой была необходима централизованная Европа, подчиненная единой юрисдикции.