5 Великих полководцев

5 Великих писателей

Популярные статьи на сайте

Право средневековой Европы

Феодальное право

 

     Право средневековой Европы фото       В эпоху Средневековья в Европе складываются континентальные и англосаксонские правовые системы с их спецификой и различиями. Исходным для этих систем было право, заложенное вековыми традициями и обычаями населяющих Европу племен. Но в течение нескольких веков формируется феодальное право с территориальным принципом действия, хотя и эти правовые обычаи выражались все еще в устной форме. Обычаи, заложенные в ленном праве, регулировали отношения между феодалами и вассалами.

     Манориальное право регулировало отношения феодалов-землевладельцев с крестьянами, обрабатывающими их землю. С течением времени правовые обычаи стали фиксироваться в документах, где излагались права и обязанности людей разных сословий в отношениях с сеньорами. В разных регионах они мало чем отличались, несмотря на некоторую местную специфику. В одиннадцатом веке были изданы первые книги с принципами феодального права: «Обычаи Барселоны», «Обычаи феодов». Позже появились «Саксонское зерцало» (Германия), «Кутюмы Бовези» (Франция). В этих книгах уже делались попытки систематизировать и теоретически осмыслить феодальное право.

 

Городское право

 

         Городское право было уже писанным и содержалось в городских статутах, в королевских и сеньориальных хартиях города. Городское право не повторяло феодальное право, а предвосхищало принципы будущего буржуазного права. В городском праве широко использовались материалы документов по международному торговому праву и морским обычаям, созданные городами Испании, Португалии, Италии. Так формировались единые правовые традиции для городов на территории всей Западной Европы.

 

Каноническое право

 

        Каноническое право занимало особое место в общеевропейской правовой культуре. Сначала это было просто церковное право. Позже, когда Церковь раскололась, в каноническом праве появились два направления. Часть Европы (Западная и Центральная) пользовалась каноническим правом, на которое повлияла «папская революция», и укрепилось как самостоятельная и эффективно действующая система средневекового права. Восточное направление канонического права, сформированное греко-православной Церковью, распространялось на Византию и некоторые страны Юго-Восточной, а также Восточной Европы, хотя авторитет его был меньше, чем западное каноническое право.

     Неоспоримое могущество и политическая сила римского католицизма и папства сделало западноевропейское каноническое право универсальным для всех стран, принявших католицизм. Оно регулировало общественные отношения всех католиков по вопросам духовной и светской жизни клириков и мирян. Уходя своими корнями в античность, оно сосредоточило в себе и передало будущим поколениям основные нормы римского права и его язык.

 

«Старое» каноническое право

 

         Это «старое право» рождалось из источников раннехристианской литературы (Святое письмо, Деяния Апостолов и др.). Позже церковно-правовые нормы закреплялись императорскими законами, писаниями святых отцов, документами Церковных Соборов, решениями римских пап. Сборники по такому праву назывались декреталиями.

 

«Новое» каноническое право

 

        «Папская революция» более четко определила юридическое содержание «нового» канонического права. Его источником стали папские конституции: энциклики, бреве, буллы, рескрипты и прочие документы. Папа Григорий Седьмой ввел каноническое право в университетские программы. Папское правотворчество продолжало развиваться. В результате многих усовершенствований и дополнений в 1580 году был издан «Свод канонического права», охватывающий широкий диапазон вопросов церковной жизни и ее связи со светской. Это «новое» каноническое право включало в себя и уголовные нормы (епитимии за убийства или ложную клятву). Предусматривались в нем и законы, связанные с договорами, завещаниями, наследством и брачно-семейными отношениями.

 

Рецепция римского права

 

        Рецепция (то есть усвоение, восприятие) римского права началось в эпоху Реформации (шестнадцатый век). В римском праве содержались четкие формулы, касающиеся частной собственности, торговых оборотов и многих других сфер общественной жизни. Католическая церковь поддержала рецепцию римского права, потому что видела в нем способы сохранения канонического права и узаконивание притязаний пап на неограниченную власть. В конце концов, эту рецепцию официально признала и королевская власть, которой была необходима централизованная Европа, подчиненная единой юрисдикции.

Нашли ошибку?Сообщите о ней

Комментарии:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *

Опрос

Какая история Вам интересней?

История Древнего Мира
История Средних веков
Новая История
Новейшая История