5 Великих полководцев

5 Великих писателей

Популярные статьи на сайте

Генрих Гейне

   Генрих Гейне фото   
     
      

      Жить в эпоху перемен – это истинное проклятие для любого человека. Однако трудно поспорить с тем, что именно эпохи перемен и рождают в своих кровопролитных трансформациях самые потрясающие произведения искусства, подстегивают творческую мысль, вдохновляют не только на военные подвиги, но и на любовь. В муках перерождения-возрождения поднимается до небывалых высот дух, то, что принято называть «божьей искрой», талант, который только и способен уподобить человека его Бессмертному творцу, позволяет смертным обрести бессмертие. В 1806 году войска Наполеона, практически не встретив сопротивления, вошли в Берлин.

     Немцы, которые так привыкли гордиться своей военной мощью еще задолго до времен Крестоносцев, были растеряны и поражены. Казалось, Наполеон, это коротышка в неизменной треуголке, просто слегка подул на Пруссию, а ее, вдруг, не стало. Но разве может истинный немец смириться с тем, что его родины как таковой больше нет? Разве может он смириться с чужим подданством? Даже поэты и ученые провозгласили, что оплотом нации является народ, его патриархальные обычаи, глубокая религиозность и преданность монарху! Прочь узурпатора! Прочь!

     Широкое национальное движение, которое развернулось с приходом Наполеона на немецкую землю, было подобно цунами, лавине, смывающей все наносное, чужое и оно не остановилось даже тогда, когда французы были изгнаны из страны. Поэты и писатели стараются как можно глубже проникнуть в тайную жизнь народа, до этого им чуждую. Энтузиасты начинают собирать и записывать сказки, и народные песни, средневековые легенды. В год, когда Наполеона изгнали и из России, в 1812, братья Гримм издали свой первый том сказок. Не уступают в волшебстве и сказки Эрнеста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер», а также Вильгельма Гауфа «Маленький Мук» и другие. Именно в это время апофеоза патриотичности родился и творил великий поэт Генрих Гейне, чье имя, наравне с Гёте, прославило в веках немецкую литературу. Поэт родился в городе Дюссельдорфе в семье обедневшего купца. В начале 1800–х, вся область при Рейне была оккупирована французскими войсками, которые были расквартированы по домам местных жителей. Мальчик даже подружился с одним солдатом-барабанщиком, который постоянно выстукивал на своем инструменте революционные ритмы. В семье Гейне, в общем-то, с уважением относились к Бонапарту хотя бы потому, что тот отменил в оккупированных им областях Германии социальное неравенство между немцами и евреями, а Гейне были евреями.

       Обрадованные таким положение дел, родители уже мечтали о лучшем будущем для своего сына и готовили его к карьере финансиста. Но после поражения Наполеона все вернулось в прежнюю колею. Дюссельдорф стал территорией Пруссии, политика которой всегда славилась национальной нетерпимостью. После окончания католического лицея Гейне несколько лет прозябал от скуки в банке своего дяди, пока, в конце концов, такая жизнь окончательно ему не опротивела.

         Он всегда видел себя литератором, мечтал о славе Джонатана Свифта и Фридриха Шиллера, своих любимых писателей детства, искренне плакал над «Дон Кихотом» Сервантеса и уж никак не мог представить себе, что будет трудиться финансистом до конца своих дней. В это же время Гейне впервые влюбился в свою кузину Амалию, однако, девушка отвергла его любовь. Тем не менее, именно ей обязан мир появлением на свет целого потока прекрасных стихотворений, рожденных пером поэта. Стоит ли говорить о том, что никто в семье не пришел в восторг от идеи Генриха отказаться от карьеры банковского служащего? Но у юноши хватило смелости идти за своей мечтой.

       Тем более, что дядя Соломон, окончательно убедившись в том, что финансист из его племянника из рук вон плохой, все же согласился оплатить его образование в университете, при условии, что племянник согласится изучать право. В 22 года Гейне стал студентом. Он воспользовался возможностью обучаться в нескольких университетах одновременно, он слушал лекции в Бонне по древнегерманскому эпосу, в Геттингене изучал историю, а в Берлине посещал занятия знаменитого философа Гегеля. Тогда же он познакомился с Гете, но молодой поэт Гейне хоть и был к тому времени автором двух поэтических сборников и одной трагедии, не произвел на Веймарского патриарха никакого впечатления. А, быть может, Гете просто узнал, что Гейне тоже пишет произведение о Фаусте и потому принял его весьма холодно? Кто знает…    

       В 1825 году Гейне принял решение стать лютеранином и взять себе христианское имя – Генрих (до этого он именовался Гарри), и в этом же году он получил диплом доктора права. Следующие пять лет Гейне занимался, в основном, поисками работы, что было весьма затруднительно, так как поэт, чьи книги раскупались на лету, и чьими стихами восхищалась вся Германия, постоянно сталкивался с пренебрежительным отношением из-за своего происхождения. Так, все чаще в его, некогда светлых, стихотворениях начинает проскальзывать злой сарказм. В конце концов, Гейне принимает решение уехать из Германии. Он переезжает жить о Францию, несколько романтизировав в своем воображении Французскую революцию. После Наполеона к власти пришел довольно ограниченный и весьма заурядный Луи Филипп, что все же не помешало Франции остаться страной с либеральными взглядами, где еврей Гейне чувствовал себя более уверенно.

       Именно во Франции Генрих Гейне познакомился с Матильдой Мира, которая стала ему верным другом и спутницей жизни. Четверть века прожил поэт во Франции, и за все эти годы лишь дважды приезжал на Родину. Фактически, он считался политическим эмигрантом, поэтому в Германии его, мягко говоря, не ждали. Власти запретили даже публиковать его произведения. Но Гейне, несмотря ни на что, публикует во Франции статьи о немецкой философии и романтической школе, развеивая общепринятое во Франции представление о немцах, как о недалекой в культурном отношении нации. А также продолжает писать стихи, насквозь пронизанные нежной любовью к Родине.

      В сороковых годах у Генриха была диагностирована тяжелая болезнь – туберкулез спинного мозга. Французские врачи были не в силах ему помочь, немецкие власти отказали Гейне в просьбе приехать на лечение в Берлин. Весной 1848 Гейне в последний раз самостоятельно вышел из дому, чтобы посетить Лувр. Там, у статуи Венеры Милосской, он потерял сознание.

     Следующие восемь лет он провел в постели. «Матрасная могила» - вот как с горечью называл Гейне свой паралич. Удивительно, но треть своих произведений он написал именно в этот период жесточайшей агонии, не терял оптимизма, и даже убедил в письмах мать, что его болезнь – это не что иное, как рекламных ход издателя для повышения интереса к его книгам.

      Перед смертью к нему зашел попрощаться один из знакомых. Он поинтересовался у поэта, как тот относится к Богу. На что поэт добродушно ответил: «Думаю, он меня простит. Ведь это его работа!» Смерть унесла в вечность последнего романтика и в 1856 году.

      
Нашли ошибку?Сообщите о ней

Комментарии:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *

Опрос

Какая история Вам интересней?

История Древнего Мира
История Средних веков
Новая История
Новейшая История