Маймонид Моисей
Содержание:
Маймонид Моисей (Моше бен Маймон, Рамбам) – еврейский учёный XII века, живший и работавший в Кордове – столице арабской Испании.
Живя в мусульманском окружении и обслуживая арабскую элиту (Маймонид был, в частности, личным врачом визиря), он не боялся высказывать своё отрицательное мнение об исламе и его основателе.
Для евреев, проживавших в арабских странах, Маймонид был признанным авторитетом – единомышленником, судьёй и учителем.
Один из его главных трудов – «Мишне Тора», представляющая собой кодификацию еврейского законодательства. Маймонид был философом, богословом, раввином и врачом.
↑ Ранние годы
Родился Маймонид 1135г в Кордове в семье Маймона – местного рава (религиозного мыслителя). Один из учителей Маймона был учеником Ицхака Альфаси – лидера испанских и североафриканских евреев; его учение было воспринято и Маймоном.
Отец Маймонида некоторое время служил судьёй. По воспоминаниям самого учёного, отец был образованным человеком; он же постарался дать хорошее образование и своему сыну.
Учился Маймонид сначала в Кордове, а затем в Фесе (нынешнее Марокко), куда его семья вынуждена была бежать во время царствования Альмохадов – правителей родом из Северной Африки. В местном университете Аль-Карауин Маймонид изучал светские науки.
Многие евреи в то время вынуждены были принять ислам, иначе их казнили. Маймонид избежал этой участи в том числе и потому, что переселился в Фес: местные власти не допускали насильственную исламизацию. Позднее Маймонид написал труд, в котором описал, как нужно вести себя еврею, если его заставляют принять ислам под угрозой смерти.
Некоторое время спустя Маймонид с семьёй переселился в Иерусалимское королевство – католическое государство на «святой земле», созданное после Первого крестового похода. Затем он поселился в Египте, где сделался главой местной еврейской общины.
Это назначение досталось ему не так-то легко: местная еврейская знать противилась тому, что главой общины становился приезжий из Андалузии. Однако Маймонид продержался на своей должности около двух лет и утратил её, когда в Египте сменился властитель.
↑ Наследие
Маймонид жил в эпоху расцвета арабо-мусульманской философии, и неудивительно, что работал он именно в этом направлении. Он самостоятельно познакомился не только с трудами арабских философов, но и с наследием Аристотеля, а полученные знания он стремился распространить на иудейскую религию, являясь сторонником схоластики.
По его мнению, научные знания не противоречат религиозному откровению, а задача философии состоит в том, чтобы давать толкование тому, что написано в священных книгах. Огромное философское и научное наследие Маймонида зиждется на определённых принципах:
- Апофатическое (отрицательное) богословие – невозможно описать бога положительными критериями, можно лишь указать, что не является богом.
- Обход темы «сотворения мира»: истолковывать этот сложный элемент веры Маймонид позволяет верующему, разрешая ему верить, например, в то, что бог является первопричиной мира, но не его творцом.
- Свобода воли существует, однако бог управляет некоторой группой наиболее достойных для этого людей.
- Проблема зла истолковывается вполне рационалистически: оно происходит от несовершенства природы, а также от действий человека – сознательных или неосознанных.
- Маймонид придерживается нетрадиционного взгляда на воскрешение мёртвых, что заставило его недоброжелателей обвинять его в неверии в этот религиозный тезис.
↑ Последние годы
Умер Маймонид в 1204 году в Египте. До самой кончины он оставался в должности главы местной еврейской общины, в которую повторно вступил в 1197 году. После его смерти разгорелась борьба между его сторонниками и противниками. Недоумение и возмущение иудейских ортодоксов вызывал ряд положений его философии. Однако с его сочинениями боролись и христиане с мусульманами, религии которых он непрестанно критиковал. Он был одним из первых учёных, чьи книги подверглись массовому сожжению в католических странах.