Шииты
Содержание:
Шииты – это одно из крупнейших направлений в исламе.
«Крупнейший» - это, конечно, громко сказано: сегодня шиитов насчитывается примерно 10 – 15 процентов от общего количества мусульман.
Большинство же приверженцев исламской религии – это сунниты. Разделение верующих на шиитов и суннитов произошло уже в первые десятилетия существования ислама: разногласия появились в VIII веке, при правлении арабской династии Омейядов.
Чтобы понять, чем же шииты отличаются от суннитов, нужно обратить внимание на то, кто такой Мухаммед.
↑ Мухаммед
Мухаммед принадлежал к племени курайшитов, которое занимало исключительно высокое место в доисламском арабском мире. Кроме того, он относился к влиятельному клану Хашим.
Прямыми потомками Мухаммеда считают себя правители Иордании – Хашимиты. При этом Мухаммед являлся не «чистым» арабом, а потомком пророка Измаила – старшим сыном Авраама; поэтому Мухаммед и его родственники имели более светлый цвет кожи, чем у исконных арабов.
Но главное – это, конечно, то, что семье, к которой относился Мухаммед, в течение многих поколений принадлежали деньги, власть и влияние среди жителей Аравийского полуострова. К той же семье принадлежал и Али, который был двоюродным братом и одновременно зятем Мухаммеда. Попросту говоря, Мухаммед был потомственным аристократом.
↑ Что говорят шииты
Аристократичность «пророка» и является причиной разделения мусульман на шиитов и суннитов. Шииты считают, что из первых халифов после Мухаммеда только Али был законным, а остальные – узурпаторы; соответственно, только прямые потомки Али и Мухаммеда, члены его семьи, имеют право на верховную власть, духовную и светскую.
На такие заявления сунниты отвечали: то, что у семьи Мухаммеда веками были деньги и власть, - это ерунда; Мухаммед, конечно, неплохой малый, да и Али молодец, но это их личные заслуги, а не следствие аристократизма, так что и другие халифы, не имеющие больших богатств и административной власти, ничем не хуже.
Кроме того, как вы (шииты) изволите видеть, в нынешнем мире часто бывает так, что богатые и знатные оказываются неразумными, безнравственными и развратными грешниками, а люди бедные, наоборот, своим поведением более угодны богу. Поэтому отныне мы, сунниты, станем выбирать себе халифов и вождей не по национальному или материальному критерию, а по их способностям, мудрости и праведному поведению.
С тех пор по вопросу «престолонаследия» сунниты и шииты между собой не согласны, равно как и по вопросу уважения и почитания в обществе. Если коротко, до девиз суннитов – неважно, кто ты, главное, как ты поступаешь; а девиз шиитов – неважно, как ты поступаешь и говоришь, главное, кто ты по рождению.
↑ Развитие шиизма
В то время как основа религиозного поведения суннитов – тщательное изучение «сунны», то есть рассказов о поступках, высказываниях и наставлениях Мухаммеда, основа поведения шиитов – безусловное подчинение старшим, независимо от их качеств.
Иерархия у шиитов выстроена строго вертикально: на первом месте стоят потомки «святого семейства», которые имеют право занимать высшие должности – быть имамами, королями, президентами и т. д.
Должности поменьше могут занимать представители некоторых других наций – другие арабы, персы, да и то лишь те, на кого укажут «потомки Али». Все остальные являются «массой» и должны подчиняться упомянутому высшему классу правителей.
Изучению жизни Мухаммеда и подражанию ему шииты уделяют куда меньше внимания, чем сунниты. Исходя из такого понимания ислама, шиизм довольно быстро раскололся на ряд отдельных направлений, сект и даже полноценных религий, многие из которых имели радикальный характер и всё больше отходили от основ ислама как религиозного учения.
Одинаковым оставалось лишь почитание Али и его потомков, во всём остальном – включая вероучение и обряды – сектанты практиковали безудержный эклектизм, заимствуя элементы христианства, буддизма, зороастризма и других религий или проявляя вольнодумство.
- Исмаилиты – средневековая религиозно-политическая организация, известная ещё как орден ассасинов. В основе их учения было слепое подчинение шейху и тотальная военизированность общества. За незначительное ослушание – смертная казнь. Рядовой ассасин был обязан, не раздумывая, спрыгнуть со скалы, если ему это прикажет шейх. Шейх, конечно же, считался прямым потомком Али.
- Алавиты – ещё более радикальная секта, хотя и не агрессивная. Алавиты не верят в Аллаха и не почитают Коран, имея вместо него собственную священную книгу. Место бога у них занимает Али, понимаемый как высшая духовная сущность; Али сотворил весь мир, небо и землю, создал людей и т. д.
- Шииты-двунадесятники – наиболее распространённое направление шиизма, умеренное по своему характеру. Их особенность – почитание двенадцати праведных имамов, последний из которых – Махди – является Мессией. В возрасте пяти лет он ушёл в «сокрытие» и должен явиться вновь «в конце мира», причём вместе с Иисусом.
- Бекташи – синкретическая религия, ныне распространённая в Албании, где она является национальной конфессией. Бекташи, собственно, причислены к шиитам «чисто случайно»: они почитают «святую троицу», в которую входит и Али. Во всём остальном бекташи мало напоминают мусульман как таковых: они очень слабо религиозны, не соблюдают посты и редко молятся; образованные бекташи предпочитают европейский образ жизни, а необразованные селяне живут древними албанскими традициями.