Ветви ислама
Ветви ислама – это прежде всего суннизм и шиизм.
Существуют и другие, более мелкие ответвления, о которых нельзя сказать однозначно, являются ли они самостоятельными образованиями или же разновидностями и сектами шиизма и суннизма.
Различия главных ветвей ислама
Отличия шиизма и суннизма базируются на сущности пророка Мухаммеда и его семьи: прежде всего это – богатое семейство, жившее в древней Аравии и сосредоточившее в своих руках деньги и власть.
- Сущность веры. Шииты веруют в «святость» Мухаммеда как таковую, отводя на второй план слова и действия «пророка». Сунниты же наоборот – объясняют святость «пророка» исключительно его праведным поведением и поучениями, а не принадлежностью к аристократическому семейству.
- Сущность политики. Шииты считают, что высшая духовная и светская власть должна быть по-прежнему сосредоточена в руках «святого семейства», а именно – в руках прямых потомков Мухаммеда (а так как у него своих детей не было, прямыми потомками Мухаммеда считаются потомки его двоюродного брата Али). Характерна также строгая иерархия национальностей: самыми достойными считаются курейшиты, затем «другие арабы», потом персы; участь же всех остальных наций, принявших ислам, - подчиняться представителям указанных народов. Для шиитов в большей степени характерны абсолютные монархии. Сунниты же, наоборот, признают полное равенство всех народов перед богом, склонны выбирать своих предводителей и старейшин исходя из личных заслуг, шиитские государства по большей части – демократические республики или конституционные монархии.
- Сунниты тщательно изучают священные тексты, просвещены в онтологических основах своей религии. Шииты же допускают определённые вольности, которые в некоторых сектах могут быть исключительными; так, алавиты не верят в Аллаха и не признают Коран, а их учение и обряды являются дикой смесью христианства, буддизма, средневекового гностицизма и других культов. Хотя принадлежность алавитов к шиитской ветви считается спорной.
- Несмотря на более углублённое изучение основ своей религии, сунниты более терпимы к вольнодумствам и отходу от строго религиозного образа жизни, благодаря чему суннизм не дробится в столь широкой степени на секты (хотя они наличествуют и там). А вот многочисленные шиитские секты нередко представляют собой закрытые группы, существующие в полной или частичной изоляции от внешнего мира.
- Для суннитов не характерна столь агрессивная внешняя и внутренняя политика, какая существует у шиитов. Международные террористические группировки – именно шиитские по происхождению. Впрочем, шиитская Иордания, которой правят прямые потомки Мухаммеда, является одной из самых мирных и цивилизованных исламских стран. Однако разногласия между шиитами и суннитами не столь радикальные, как между разными ветвями христианства. Они вместе могут молиться в одной и той же мечети, вместе совершать паломничество в Мекку и мирно уживаться бок о бок друг с другом. Саддам Хусейн исповедовал суннитский ислам, однако охотно советовался с шиитскими старейшинами.