Альфред Адлер
Содержание:
Альфред Адлер – австрийский психолог, который известен созданием так называемой индивидуальной психологии.
Адлер был учеником Зигмунда Фрейда, однако не разделял некоторых сторон его учения и впоследствии вступил с ним в конфликт.
Ссора Фрейда и Адлера знаменовала собой появление двух направлений психоанализа.
↑ Биография
Жизнь Альфреда Адлера во многом стала основой его психологического учения. Родился он в 1870 году 7 февраля, в еврейской семье и был одним из шестерых детей.
Альфред рос очень болезненным ребёнком и несколько раз чуть не умер – то по причине болезни, то в результате уличного происшествия.
Несмотря на это, Адлер отчаянно боролся со своими физическими недостатками и в играх с друзьями участвовал наравне с ними. В их компании он находил дух равенства и сотрудничества – то, чего ему так не хватало в семье.
С юного возраста Альфред любил читать, видимо, восполняя интеллектуальным трудом недостатки телесного развития. Будучи хорошо знаком с литературой, Библией и классической немецкой философией, он скоро приобрёл популярность как мыслитель и лектор. Впоследствии эта популярность вышла далеко за пределы Австрии.
После того, как в детстве его вылечил и буквально спас от смерти хороший доктор, Адлер твёрдо решил, что и сам станет врачом. Поэтому после школы он поступил на медицинский факультет Венского университета.
В то время мир переживал возрастающую популярность социалистических и коммунистических идей, и студент Адлер тоже заинтересовался ими. Там же он познакомился с Раисой Эпштейн – российской еврейкой, приехавшей в Вену по причине невозможности получить образование на родине.
Эпштейн также была сторонницей социализма и феминисткой. Они поженились. Окончив университет, Адлер, конечно же, стал врачом. Вначале он был офтальмологом, затем врачом общей практики, однако вскоре его интересы сместились в область психологии и психиатрии.
↑ Вступление во фрейдистское общество
Заинтересовавшись работами Зигмунда Фрейда, молодой Адлер особо отметил его книгу «Толкование сновидений». Он активно начал защищать и пропагандировать эту книгу в прессе, и именитому автору это понравилось. Фрейд прислал Адлеру письмо, в котором благодарил его и предлагал вступить в научное общество, посвящённое психоанализу. Адлер так и поступил.
Однако на заседании общества он раскритиковал учение самопровозглашённого «учителя», на что Фрейд ответил ещё более резкой критикой взглядов Адлера. К тому времени у Адлера набралось немало сторонников среди членов Венского психоаналитического общества. Выслушав критику «наставника», он ушёл из общества, и за ним последовали его сторонники. Все вместе они сформировали самостоятельный кружок.
↑ Взгляды Адлера
Справедливости ради надо сказать, что Адлер никогда не был последователем и учеником Фрейда, как его иногда представляют в литературе и печати. Ещё до знакомства с Фрейдом у него было своё представление о психоанализе. К слову, то же касается и Юнга – второго «последователя» Фрейда.
Каковы же были взгляды Адлера на индивидуальную психологию?
- Движущие силы психической жизни человека – комплекс неполноценности и стремление к власти. Фрейд же полагал такой движущей силой детскую сексуальность.
- Основа человеческого характера – «социальное чувство», которое человек имеет с рождения, но которое нуждается в воспитании и развитии.
- Комплекс неполноценности и стремление к власти рождают такие пороки, как тщеславие и честолюбие, однако могут порождать и добродетели – мужество, терпение, любовь к сотрудничеству.
- Поведение человека диктуется не бессознательной составляющей человека и не биологической, а сознанием и социальным чувством. В этой связи человек не является пассивным заложником прошлого опыта, а обладает интеллектом, позволяющим ему воздействовать на своё настоящее и будущее независимо от прошлой жизни.
↑ Последние годы
Став именитым учёным, Адлер переехал в США, где читал лекции и развивал своё учение. В 1937 году он приехал в Абердин (Шотландия), чтобы выступить с лекцией, и здесь неожиданно умер 28.05.1937 года от сердечного приступа.