Культура Древней Руси
Корни древнерусской культуры уходят в далекое прошлое, когда Русь еще не знала христианства. О стремлении к красоте свидетельствуют древние творения рук русских людей. В них проявилась близость предков к окружающей их живой природе. Позже им довелось отстаивать ее в борьбе с церковным мировоззрением. Радостное чувство близости к земле, к природе – источнику жизни – таковым было содержание древнейшей культуры русского народа. Этот наивный, глубоко поэтичный культ природы определял мироощущение и культуру древнерусского народа. Каждый ручей и колодец, каждый лес или отдельное дерево виделись людьми вполне одушевленными. Они чтили реки и озера, ведь они говорят с ними человеческим языком. Они поклонялись камням, горам, в которых черпали силу сказочные богатыри. Таким образом, славянскому мировосприятию присущ антропоморфизм (перенесение человеческих черт на нечеловеческую область), чтобы приблизить природу к своему разумению.
А что касается языческих богов и богинь славянского пантеона, то их образы надолго вошли в русскую культуру. Замечательна в этом смысле судьба образа великой богини земли Берегини. Вышивки северных народов изображают женщину в юбке колоколом и с поднятыми руками. Древнерусские художники неизменно сливали изображение Берегини то с деревом, то с цветком, то с солнцем, то с каким-нибудь животным – всем, что символизирует жизнь и плодородие. Ее голову они украшали или венком из листьев и цветов, или солнечными лучами. Ее руки от запястий переходят или в зеленеющие ветви или в тело птицы. А вокруг нее – птицы, цветы, плоды или фантастические существа. Этот языческий образ богини, вздымающей руки к солнцу на фоне природы, явился прообразом Богородицы Оранты, занявшей исключительное место в искусстве Древней Руси христианского периода. Вся жизнь древнеславянских племен была связана с языческими божествами и духами, которым посвящали свои календарные праздники: в декабре – суровому богу зимы Коляде, весной отмечали Масленицу и пекли блины – символ Солнца, прилет птиц знаменовали пряниками в виде жаворонков, а в начале лета (русальная неделя) пели песни покровителям любви Ладе и Лелю, гуляли свадьбы.
Памятников зодчества ранней поры Древней Руси до нас не дошло. Сохранилось только описание славянского жилища десятого века у одного мусульманского автора. Он пишет, что дом уходил в землю, но остроконечная кровля высоко поднималась над ней. Это, видимо, описание жилища бедных людей. А позже люди побогаче стали строить терема или хоромы. Такой дом был похож на башню из кубиков. Каждый кубик – это отдельное помещение из деревянного сруба – клети. Боковые пристройки вверху заканчивались особым покрытием то в виде шатра, то в виде клина. Это разнообразие верхушек придавало хоромам очень живописный вид. Вокруг среднего этажа снаружи шла галерея (гульбище), по которой можно кругом обойти дом и войти в любую комнату среднего яруса. Письменные источники позволяют утверждать, что плотники Руси языческой строили крепости, храмы, дворцы, закладывая основы для зодчества гораздо более монументального того, что сохранила нам история и культура Киевского государства.
Христианство привнесло в жизнь людей новые мотивы. Новая религия учила смиренно нести свой крест и надеяться только на загробную справедливость. Но все произведения рук человеческих даже под сильным влиянием церкви говорят о том, что мир прекрасен, человек силен и велик, а Бог всемогущ и добр. Вера в лучшую участь на земле сквозит в каждом произведении древнерусской культуры.