Мумификация в Древнем Египте
Любой, кого интересует история Древнего Египта, знает, как много неразгаданных тайн хранят символы этой великой древней цивилизации – пирамиды и мумии. Именно они позволили разгадать множество загадок Древнего Египта, донесли до нас традиции древних египтян. Именно на их основе мы можем судить о культуре и искусстве древнего государства, которое до сих пор не спешит расстаться со своими секретами и тем самым вызывает священный трепет при слове мумия. Возникновение обряда мумификации в Древнем Египте связано с погребальным обрядом древних египтян, которые считали, что после окончания земной жизни, душа умершего должна обрести покой и его тело самое подходящее для этого место. Если поначалу захоронения умерших в раскаленном песке пустыне, осуществляли сохранность тела естественным путем, то по мере усиления власти жрецов и расширения границ древнеегипетского государства, понадобилось искусственное мумифицирование умерших.
Наиболее древние мумии были обнаружены в захоронениях ранних династий в Саккаре, Абидосе, Тархане и датируются 3600 – 3000 гг. до н.э. Современные археологические раскопки позволяют находить в захоронениях неповрежденные мумии, но это большая редкость. В древности считалось, что смола, которую применяли специалисты во время мумифицирования, обладает лечебными свойствами, и может вылечить от любых болезней. Любая древняя аптека Европы или Азии имела у себя кусочки древнеегипетских мумий, которых предлагали охотники за мумиями. По легенде самую первую мумию создал бог Анубис, когда мумифицировал тело своего отца Осириса, убитого и разрубленного на множество частей Сетом. Анубису в этом помогала жена Осириса богиня Исида. Правом бальзамировать тела умерших, владели исключительно жрецы, и это право передавалось ими по наследству.
Сложную процедуру мумифицирования можно считать верхом искусства специалистов по бальзамировании. Древнегреческий историк Геродот довольно подробно воспроизвел эту процедуру в своих трудах. Исходя из финансовых возможностей родственников умершего, мастер по бальзамированию вместе со своими помощниками выполняли тот или иной вид бальзамирования. Процедура мумифицирования занимала довольно длительное время. Одни источники утверждают, что на это требовалось не менее 120 дней, другие упоминают 70-80 дней. Для всех внутренних органов, которые хранили отдельно от мумии за исключением сердца и легких, предназначались специальные сосуды – канопы, которые были наполнены бальзамом. Всего было 4 канопы, крышки их украшали головы соответствующих богов. Хапи имел голову павиана, Дуамутеф с головой шакала, Кебексенуф с головой сокола, Имсет с головой человека. Само тело после тщательного очищения обрабатывали кедровым маслом, миррой, корицей и другими средствами бальзамирования. Жрецы специальными манипуляциями могли также сохранять прижизненные черты покойника.
Диодор Сицилийский, древнегреческий историк посещал Древний Египет и в своих заметках о бальзамировании утверждает, что некоторые египтяне размещали своих мертвых родственников в своих домах, чтобы иметь возможность любоваться ими, настолько хорошо они сохранялись. Наряду с людьми, древние египтяне мумифицировали практически все виды животных – от быков до змей. Некоторых животных специально разводили в храмах, чтобы позднее принести их в жертву. Больше всего было найдено мумий кошек. Кошка почиталась как священное домашнее животное, ведь кошки уничтожали мышей и крыс, которые, являлись бедствием для зернохранилищ, ведь грызуны могли уничтожить запас зерна. Просвещенные и цивилизованные англичане в 19 веке вывезли огромное количество мумий кошек из Египта и использовали их как удобрения.