Социология Огюста Конта
- 19-09-2013, 13:00
- 110
- 0
Огюста Конта, французского философа, основателя позитивизма как философского течения, по праву можно считать и основателем социологии. До Конта философы – метафизики в основном создавали в своих трудах некие утопии, в которых основным лейтмотивом служила мысль о том, что общество как таковое – это создание человеческого разума.
Конт же, противопоставлял социологию метафизическим, а также теологическим спекуляциям о человеке и роли человека в обществе. Огюст Конт считал, что социология – это, пожалуй, единственная наука в мире, которая изучает процесс совершенствования человеческого разума и человеческой психики под воздействием общественной жизни. Общество следует рассматривать с исторической точки зрения, принимая во внимание и экономический фактор, потому что все общественные явления (в отличие от биологических) беспрерывно находятся в процессе преобразования, изменения, развития. И суть этих изменений в историчности.
В этом, пожалуй, Конт был солидарен с Кондросе, который также рассматривал общественную жизнь и общество с точки зрения историчности. И все же, человеческая цивилизация по Конту – это, в первую очередь, духовные и психологические идеи, которые правят миром и меняют его.
Огюст Конт полагал, что исследования в области социологии должны иметь системный подход к общественной жизни, включать в себя не только изучение социологической структуры современного общества, а и изучение прошлого, опыта предыдущих поколей, под влиянием которого и формировалась современная цивилизация. Наблюдение – вот главный метод, по мнению философа, исследования социологии, при помощи которого можно получить исходные данные.
Тем не менее, любые социальные наблюдения (статистические, динамические) предполагают и наблюдение фундаментальных теорий. И тут возникает препятствие в виде отсутствия позитивной теории, опираясь или ссылаясь на которую можно было бы обобщить собранные факты.
Замкнутый круг: для того, чтобы провести наблюдения - необходима теория, а для того, чтобы создать подобную теорию – нужны наблюдения. Вдобавок ко всему существует сложность приобрести научную подготовку, которая бы окончательно избавила исследователя от всех ненаучных помех, то бишь, всяческих предрассудков, общественных клише в виде распространенных мнений. Таким образом, в помощь социологическим исследованиям вступает косвенное свидетельство, а именно: изучение обычаев, исторических памятников, обрядов, культуры, сравнительный анализ языков. Эксперимент – это второй важный метод в социологии, так как он помогает исследовать различные патологические явления в общественной жизни, которые возникают под воздействием общественных потрясений, например, революций. Если сравнить любое общественное потрясение с болезнью, то она, разумеется, лучше позволит узнать и изучить норму.
Сравнительный метод, хоть и допускается Контом в исследованиях социологии, однако он явно проигрывает историческому методу, так как он не демонстрирует последовательность социальных состояний, а показывает их всего лишь, как существующие. К тому же, сравнивая развитие разных фаз цивилизации, бывает необъективным из-за обобщенного представления о той или иной эпохи в целом. Но сравнительный метод, по Конту, бесспорно, хорош при изучении жизни различных народов, живущих в разных частях света, при сравнении разных классов общества или сравнении законов животного мира с человеческими нормами жизни, принятыми в том или ином обществе.
Таким образом, Огюст Конт был первым, кто систематизировал различные социальные закономерности, связал воедино идеи и выводы, разработал остов новой науки – социологии