Позитивизм Огюста Конта
- 26-09-2013, 13:01
- 325
- 0
Первым философом, который поставил под сомнение, казалось бы, неоспоримое утверждение о том, что философия является «царицей наук», если не сверхнаукой, что она являет собой некое особое общетеоретическое мировоззрение, был французский мыслитель Огюст Конт, основатель позитивизма и социологии.
Позитивизм по Конту – это нечто среднее между мистицизмом и эмпиризмом, а наука познает только явления, а не сущность. Так что философия, по мнению француза, должна исследовать факты и только факты, а не их причины и не предпосылки к их возникновению, не «внутреннюю сущность», далеких от науки проблем окружающего мира, а должна освободиться от оценочного характера и ценностного подхода при исследовании. Иными словами, наука не должна отвечать на вопрос «почему», а только на вопрос «как». И, конечно же, наука не нуждается в том, чтобы над ней стояла еще одна наука – философия, что, в общем-то, по мнению самих позитивистов, не исключает некоего синтеза научных знаний, за которыми вполне можно оставить прежнее старое название «философии». Поскольку позитивизм решительно не имеет никакого дела с метафизическими проблемами, то он, соответственно, отвергает как идеализм, так и материализм, однако все же контовский позитивизм сохраняет в себе некоторые элементы естественнонаучного материализма, вероятно, как дань традициям французского Просвещения восемнадцатого века.
Согласно Конту, процесс эволюционирования двойственен. Эволюция интеллектуальная и эволюция техническая как часть единого целого, несмотря на дуализм. В связи с этим, Огюст Конт выделил три стадии интеллектуального и три стадии технического развития. Что касается интеллектуального развития, то к его стадиям относится мировоззрение, основой которого является религия, то есть теологическая стадия. Затем следует интеллектуальное развитие, которое, впрочем, основано на вероятностном, несистематическом знании, то есть метафизическая стадия. И, наконец, основанное лишь на науке, знание, то есть позитивная стадия, подлинная.
Традиционное общество, доиндустриальное общество и индустриальное общество – это три стадии технического развития, которые, в целом, соответствуют трем стадиям интеллектуального развития. Теологическая стадия соответствует традиционному обществу, метафизическая - конгениальна доиндустриальному обществу, а индустриальному обществу – позитивная, или научная стадия.
Впрочем, философия Конта лишь заложила фундамент, основу позитивизма, который впоследствии совершенствовался и дополнялся целой плеядой других философов.