Административные реформы Петра I
Содержание:
Реформы, проведенные Петром I, в России были восприняты противоречиво. Некоторые историки считали, что Петровские преобразования не привели к материальному и нравственному преуспеванию народа, так как проводились бессистемно, в спешке и под гнетом. С одной стороны, он вывел Россию на новый европейский уровень, с другой - насильственное проведение реформ является причиной многих последующих бед в русской истории.
↑ Причины административных реформ
Многие русские цари знали, что существует Европа, есть европейские страны. Но дальше территорий Белоруссии никуда не ездили. Однако времена менялись. И Петр в беседах со своими друзьями иностранцами узнавал о жизни европейских стран, об их достижениях в экономике, науке, культуре и прочих отраслях. Он видел, что Россия отстает по всем показателям. Все это подогревало желание царя посетить европейские страны. И когда представилась такая возможность, государь отправился в Европу с целью поучиться у европейцев, увидеть работу иностранных мастеров, пригласить их в Россию.
Перед Петром были 3 цели:
- увидеть и изучить политическую жизнь Европы;
- устроить свое государство по примеру европейских стран;
- вызвать интерес у подданных к обучению нравам зарубежных стран и изучению иностранных языков.
Посетив Европу, Петр увидел жизнь в европейских государствах, степень их культурного и экономического развития. Здесь были приобретены навыки кораблестроения и ремесленных специальностей. Им были наняты офицеры и специалисты для обучения россиян. Именно это 18-ти месячное путешествие привело государя к решимости направить свою страну по западному пути и открыть себя Европе.
↑ Административные реформы проведенные Петром
1699г. – создание особого ведомства городов, отмена власти воевод, назначение выборных бурмистров;
1704 г. – упразднение Боярской думы;
1708-1710 гг. – образование губерний, ликвидация территориальных приказов;
1711 г. – учреждение коллегиального Сената, руководившего работой приказов, губернских учреждений и выполнявшего законодательные и контрольно-финансовые функции, создание фискальной службы;
1717-1721 гг. – замена старых управленческих органов (приказов) на новые (коллегии), установление ведомственного управления на принципе коллегиальности;
1720г. – принят «Генеральный регламент», определена структурная форма и функциональные обязанности служащих;
1721 г. – отмена патриархии, введена Духовная коллегия, ликвидирована независимость церкви, Россия провозглашается империей, а царь – императором;
1722 г. – вводится должность Синодского обер-прокурора, создаются карательные государственные органы контроля – прокуратуры, указ о наследовании короны (император сам выбирает преемника), создание табели о рангах (свод законов о порядке государственной службы). Она обязывала всех дворян проходить военную службу. Без службы в армии невозможно было получения государственного чина. Таким образом, открылась возможность продвинуться по службе людям из нижних слоев общества;
1719 – 1724 гг. – ликвидация холопства методом слияния с крепостными.
↑ Смысл и последствия административных реформ
Времена правления Петра I изменили судьбу народа в России. Страна вышла на мировую арену. С мнением императора России стали считаться в странах Европы. Был создан сильный морской флот и боеспособная армия. Структурирована управленческая система, пополнен руководящий состав армейских подразделений и государственных учреждений. Появилось много образованных специалистов в военном, мореходном деле, промышленности и науке. Россия стала более образованной сильной и современной.
↑ Итоги
Изменение системы управления наиболее видимая сторона реформирования Петра I. Считается, что реформы введены бессистемно, наспех, без какого либо плана. Любые изменения были продиктованы военной необходимостью. Основным заданием являлось получение как можно большего количества денег для военных нужд. Царь перенес принципы военного управления на сферу управления государством и жизнью страны.
Он относился к государственным учреждениям как к военным. К правилам как к уставу. К чиновнику как к солдату. Петр не только предпочитал одежде военную форму – он думал как солдат. Отсутствие системы и спешка сбивали с толку. Одни указы заменяли другие или отменяли предыдущие. А учреждения зачастую дублировали функции друг друга.