Шииты и сунниты
Шииты и сунниты – два главных направления в исламе. Они, в свою очередь, распадаются на ряд более мелких течений, особенно это касается шиизма.
Но несмотря на имеющиеся разногласия, отношение одних мусульман к представителям другого направления отличается от взаимоотношений в христианстве.
Шииты и сунниты в большинстве случаев могут совместно молиться в одной и той же мечети, вместе совершать хадж в Мекку. Саддам Хусейн, являясь убеждённым суннитом, нередко посещал собрания шиитов, прислушивался к мнению шиитских старейшин.
Для сравнения - встретить православного, католика и, к примеру, свидетеля Иеговы в одном храме практически невозможно. В чём же тогда не согласны между собой шииты и сунниты?
Такой разный ислам
- Основа всех разногласий – разные взгляды на личность Мухаммеда и его двоюродного брата Али. Сунниты считают Мухаммеда пророком и праведным человеком, наиболее близком к Аллаху, то же самое касается и Али; однако праведность и святость – личные заслуги Мухаммеда и его брата, результат их определённого поведения и высказываний. Шииты, наоборот, делают акцент на том, что семья Мухаммеда в течение многих десятилетий обладала властью, авторитетом и большими деньгами. Для суннита вера означает изучение жизни Мухаммеда и подражание ему, следование его пути; а для шиита вера сводится главным образом к поклонению самому Мухаммеду и его прямым потомкам (точнее – потомкам Али), независимо от того, каковы их действия и высказывания.
- Вероучение. Сунниты наиболее строго придерживаются канонов «чистого» ислама, не допуская сторонних элементов. Шииты более свободно обходятся с исламским вероучением: многие секты активно смешиваются с христианством, зороастризмом, буддизмом и другими культами; практически все шииты веруют в приход Махди – Мессии, который явится в «конце мира» вместе с Иисусом Христом, чтобы судить мир. Некоторые шиитские секты выросли в самостоятельные религии и, по сути, порвали всякую связь с исламом: они не поклоняются Аллаху, не признают Коран, имея своё «высшее божество» (обычно – Али) и «священное писание».
- Этнические, социальные и политические расхождения. Демократизму суннитов противостоит строгая иерархия и неравенство шиитов. Так, высшая светская и духовная власть у шиитов доступна только потомкам Мухаммеда. Шиитское общество делится на «посвящённых» - привилегированное меньшинство, обладающее властью, и «непосвящённых» - всех остальных, которые обязаны лишь подчиняться. В результате в шиитских государствах преобладают монархия, диктатура и теократия, а в суннитских – республика. Шииты имеют чёткий культ «арабо-персизма»: так, даже алавиты, отрицающие веру в Аллаха и почитание Корана, внешне досконально копируют традиционные арабо-исламские атрибуты – носят национальную одежду, их священная книга написана на классическом арабском, делится на суры и аяты и подражает кораническому стилю и т. д. Для суннитов это также не характерно: в ряде стран мусульмане носят европейскую одежду или национальные костюмы (например, африканские), женщины не закрывают свои лица, игнорируются определённые запреты и предписания (турки, например, не прочь выпить вина).
- У шиитов распространены закрытые группировки и секты. Иногда закрытость может быть столь тотальной, что сторонние наблюдатели имеют лишь смутные представления о сущности секты. Таковы алавиты, все сведения о которых носят преимущественно гипотетический характер. Сунниты не приветствуют закрытые сообщества, их религия открыта для новых членов.
- Вследствие этого шииты составляют относительное меньшинство среди мусульман: их насчитывается всего 15 %. Остальные 85 % - это сунниты. Шииты проживают на относительно небольшой территории – их ареал ограничивается некоторыми арабскими странами и Ираном; Также к шиитам иногда причисляют албанских бекташей, что является спорным. Сунниты же распространены по всему земному шару.