История культуры Древней Руси
Истоки русской культуры уходят вглубь веков и, даже, тысячелетий. Ее предысторию можно проследить с глубокой древности. Ведь племена, роды и общины восточных славян жили и трудились на территории Древней Руси задолго до образования Киевской Руси. Не были они первобытными и дикими варварами к моменту принятия ими христианства. Выбор в пользу христианства за них сделали их князья с помощью огня и меча, попутно уничтожая не только языческую веру, но и осязаемые, зримые предметы, свидетельствующие о духовной и повседневной жизни народа. Но невозможно полностью уничтожить память, и в общей культуре русского народа явно просматриваются традиции восточнославянских племен полян, радимичей, северян. Наложили определенный отпечаток и соседние народы, с которыми Древняя Русь торговала, воевала, мирилась.
В период становления государственности естественно, что Русь испытала мощное влияние соседней Византии, в том числе и на развитие культуры. С принятием христианства, это влияние усилилось, хотя русский народ не просто копировал и безоглядно заимствовал заморские традиции и обычаи, но подвергал их духовной переработке в русском стиле. Существовавшие издревле, и вновь возникающие русские города являлись культурными центрами, вокруг которых развивались художественные ремесла, зодчество, литература, живопись и влияние иноземных культур здесь было более заметно. Сельская местность была более консервативна, и различные культурные новшества приживались здесь с трудом. Поэтому еще несколько веков в сельской глубинке, на окраинах, особенно северных районов, сохранялось двоеверие: официальная христианская религия и ушедшее в тень язычество. Примером языческих мотивов в культуре Древней Руси является поэтическое произведение "Слово о полку Игореве” неизвестного автора. В произведении использованы приемы древнерусского фольклора – заклинание, плач. Упоминаются и древние исполнители старинных русских сказов и былин, например, Вещий Баян.
Официальная христианская церковь в Киевской Руси не очень благосклонно отнеслась к этому произведению именно из-за наличия языческих элементов. Хотя никто не станет оспаривать прогрессивность новой религии для повсеместного распространения письменности древнерусского государства. Возникло большое количество школ – городских, церковных, монастырских. Благодаря этому древнерусская культура обогатилась такими выдающимися личностями как митрополит Илларион, математик Кирик, летописцы Сильвестр и Нестор, философ Кирилл Туровский. В XI веке возникли на Руси первые библиотеки, которые состояли не только из церковной, но и светской литературы. Истории культуры Древней Руси известны имена 39 писцов, а так же художников, которые выполняли прекрасные миниатюры для рукописных книг. До нашего времени дошли некоторые рукописные произведения, например, Остромирово Евангелие (XI в.). Помимо переводной светской и церковной литературы появляются собственнолее ценны с исторической точки зрения, появившиеся Летописи. Именно они, по мнению академика Д.Лихачева, являются не только собранием исторических фактов Древней Руси, но являются литературным изложением этой истории. ые оригинальные произведения, такие как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати». Хотя б Приход христианства в языческую Русь породил широкое строительство церквей и монастырей, что привело к развитию культовой архитектуры. Самые первые каменные церкви на Руси возводили в византийском стиле. Например, дошедший до наших дней, кафедральный собор Св. Софии в Киеве. Чуть позже оформился специфически русский церковный стиль, с лучшими образцами которого наши современники могут ознакомиться в храмах Владимира, недалеко от Москвы.